Конкуренция между немногими фирмами — изготовителями трековых мотоциклов не прекращается и теперь. И не всегда ЯВА в ней побеждает. Но в мире моторов и гонок это дело обычное.
Наша страна — самый крупный импортер чехословацких мотоциклов. Многие советские гонщики выступают сегодня на ЯВЕ-897. В одинарной открытой раме этой машины установлен одноцилиндровый четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением. Его объем — 494 см3 (диаметр цилиндра — 85 мм, ход поршня — 87 мм). К распределительному валу, расположенному в головке цилиндра, вращение передается роликовой цепью. Четыре клапана с цилиндрическими пружинами приводятся в действие коромыслами. Подбирая варианты кулачкового вала, можно изменять мощностную характеристику двигателя, приспосабливая ее под разные трассы. В зависимости от этого он развивает от 56 до 62 л. с. Степень сжатия 13,5—13,8, а максимальной мощности соответствует около 8500 об/мин.
Система смазки — с использованием шестеренчатого масляного насоса. Карбюратор «Дель Орто» и зажигание магнето фирмы «Пал» обеспечивают качественное приготовление смеси и ее сгорание. Топливом служит метанол, а в системе смазки обычно применяется масло «Кастроль Р-40». Для передачи крутящего момента использовано сухое многодисковое сцепление.
К характерным особенностям спидвейных мотоциклов относится отсутствие коробки передач и тормозов, а также неподрессоренное заднее колесо. Передняя вилка машины — телескопическая с ходом 50 мм. Колесная база составляет 1320 мм, а габаритные размеры 2005х825х1040 мм.
Завод постоянно совершенствует свою продукцию. В нынешнем году появилась новая модель — ЯВА-898. Ее, прежде всего, отличает двигатель с более коротким шатуном и эксцентриковыми маховиками. Применен также центробежный масляный насос, частью которого служит правая половина картера и усовершенствованная система смазки. За счет применения нового бесконтактного зажигания снижена на два килограмма масса мотора, которая составляет теперь 27 кг при общей массе мотоцикла 80,5 кг.
И. ДРЕПИН, тренер-механик сборной команды СССР по спидвею. Фото А. ПОПОВА
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990