Слово «триал» в переводе с английского означает «испытание». Скорость в триале, в отличие от других видов мотоспорта, не играет никакой роли, главное здесь — не наделать ошибок. Спортсмен должен пройти контрольные участки трассы, не коснувшись земли ногой. За каждое касание начисляются штрафные очки, по их наименьшей сумме и определяется победитель. А трассы в триале такие, что способны привести в ужас и опытных кроссменов — почти вертикальные объемы, нагромождения валунов, узкие русла ручьев. Специфические требования триала формируют и облик мотоцикла.
Как и многие другие виды спорта, триал родился в Великобритании. Вначале, на заре века, его еще трудно было отличить от кросса и многодневки (точнее, от зачатков этих видов соревнований). И мотоциклы были обычными дорожными машинами. Впрочем, сохраняя верность термину, триал долгое время и оставался испытанием для серийных мотоциклов. Лишь в начале 50-х годов британские фирмы начали выпуск специальных мотоциклов. Тогда-то и приобрели эти машины свой характерный облик, сохранившийся и в наши дни — высокая посадка водителя, очень большой дорожный просвет, поднятый глушитель, маленькие сиденье и бензобак.
Триал очень долго оставался чисто британским видом спорта, и мотоциклы для него выпускали английские фирмы АЖС, «Коттон», «Гривс» и многие другие. Лишь в середине 60-х годов триал получает распространение в других странах Европы, прежде всего в Испании. Фирмы с Пиренейского полуострова — «Бультако», «Монтесса», «Осса» — начали в то время успешно конкурировать с англичанами. А в самом конце 60-х годов, уловив тенденцию, производством таких машин занялись японские гиганты «Хонда» и «Ямаха». Популярность триала росла год от года, и с 1975 года начал разыгрываться многоэтапный чемпионат мира. К фирмам, изготовляющим мотоциклы для триала, в 70-х годах добавились итальянские «Бета», «Фантик», «Италджет», СВ М. На Апеннинах и делают сейчас львиную долю таких мотоциклов.
В нашей стране элементы триала поначалу появлялись лишь в таких любительских соревнованиях, как «Слет друзей ЯВЫ». Только в 1985 году в Елгаве прошли I Всесоюзные соревнования по триалу на призы журнала «За рулем», а с 1986 года стал разыгрываться чемпионат СССР. Среди мотозаводов страны интерес к разработке мотоциклов для этого вида спорта проявил пока только Ковровский завод имени Дегтярева.
Каков же современный мотоцикл для триала? Представим, что мы оказались в техническом парке одного из этапов чемпионата мира, и познакомимся с мотоциклами. Прежде всего бросается в глаза, что большая часть спортсменов выступает на машинах трех итальянских *0 фирм — «Бета», «Априлиа» и «Фантик». На победу претендуют, как правило, гонщики из этих фирменных команд. В 1990 году чемпионом мира стал испанец Жорди Таррес на «Бете», вторым был итальянец Диего Босис («Априлиа»), третьим — его земляк Донато Мильо («Фантик»). Кроме итальянских, достаточно широко представлены японские мотоциклы «Хонда» и «Ямаха», испанские «Гас-Гас», «Мекатекно», «Монтеса».
В техническом отношении мотоциклы для триала переживают сейчас ту же эволюцию, через которую несколькими годами ранее прошли кроссовые мотоциклы. Двигатели — одноцилиндровые, двухтактные, рабочий объем от 230 до 330 см3. Максимальная мощность в триале не считается главной характеристикой и редко превышает 20 л. с./14,7 кВт. Гораздо важнее так называемая гибкость двигателя — способность его приспосабливаться к изменению внешней нагрузки. Для скоростной характеристики мотора обычна пологая кривая крутящего момента, причем если максимальной мощности двигатель достигает при 5500—6000 об/ /мин, то максимального крутящего момента — уже при 3500 об/мин. Такая характеристика достигается подбором фаз газораспределения, выпускной системы, применением лепестковых клапанов на впуске. Последние два года отмечены отказом от воздушного охлаждения в пользу жидкостного — в суровых условиях соревнований оно позволяет дольше сохранять характеристики двигателя. Все мотоциклы имеют шестиступенчатые коробки передач, многодисковые сцепления, работающие в масляной ванне, карбюраторы с диаметром смесительной камеры 25—26 мм.
Рамы мотоциклов — трубчатые, очень жесткие. Часто они незамкнутые — в качестве передней и нижней части рамы служит сам двигатель. Маленькую революцию произвела в прошлом году фирма «Бета» — верхняя часть рамы ее нового мотоцикла представляет собой V-образный элемент из алюминиевого сплава, как у гоночных машин.
Передние вилки телескопические, в последнее время стали популярны так называваемые «перевернутые» вилки, у которых диаметр верхних труб больше, чем нижних,— это позволяет уменьшить не-подрессоренную массу и увеличить жесткость. Задние вилки — маятниковые, с обеспечивающим прогрессивную характеристику рычажным механизмом и одним амортизатором. Тормоза дисковые, с гидроприводом. Почти все спортсмены на чемпионате мира применяют шины модели «Мишлен Триал Компетисьон Икс 1», на переднем колесе размером 2,75—21, на заднем 4,00—18, бескамерные, радиальные. В целях снижения массы широко применяются алюминиевые и магниевые сплавы, пластмассы.
За рубежом будущие чемпионы делают свои первые шаги в триале в раннем детстве. Самые маленькие начинают с велотриала. Для тех, кто постарше, выпускаются специальные детские мотоциклы. Целую гамму таких машин изготовляет, например, фирма «Фантик». Самая маленькая модель — «Триал Кид» — имеет 50-кубовый двигатель без коробки передач и колеса диаметром 16 дюймов спереди и 14 дюймов сзади. Высота мотоцикла по седлу всего 560 мм. Те, кто освоит азы триала на этой машине и подрастет, могут пересесть на модель «Юниор Триал», тоже с 50-кубовым двигателем, но уже с шестиступенчатой коробкой передач и с колесами «взрослого» размера. К услугам более опытных молодых спортсменов — модели с 80-кубовым и 125-кубовым двигателями. А для взрослых фирма выпускает несколько моделей — «247.1», «307.1» и «305 Коч», Так что каждый любитель триала может подобрать модель по своему вкусу и возможностям.
Мотоцикл для триала легче, пожалуй, приспособить для повседневного пользования, чем спортивные мотоциклы для других видов спорта. И многие фирмы наряду с «боевыми» машинами выпускают и их «цивильные» варианты. А для тех, кто хочет провести отпуск в Альпах или Пиренеях, не расставаясь со своим двухколесным другом, выпускают модели для мотоальпинизма. И мы с первого же взгляда узнаем в этих машинах своих старых знакомых — мотоциклы для триала.
А. ВОРОНЦОВ
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991