Любопытно, что на «ямахах-91» изменения в основном коснулись ходовой части. Видимо, при существующих достаточно мощных и надежных моторах специалисты японской фирмы решающим фактором посчитали характеристики подвески и эффективность тормозов.
В нынешнем году на «яма-хах» появилась новая телескопическая передняя вилка фирмы «Кайба» с ходом 300 мм. Диаметр ее хромированных перьев увеличен с 41 до 43 мм. Для подбора характеристики в зависимости от особенностей трассы и веса гонщика предусмотрено по двадцать ступенчатых положений винтов регулировки хода сжатия и отдачи.
В задней подвеске привлекает внимание алюминиевый маятниковый рычаг, получивший название «дельтабокс». Он состоит из литой под давлением передней части и приваренных к нему двух продольных рычагов из специального профиля прямоугольного сечения. В сравнении с маятником прошлогодней конструкции он обладает более высокой жесткостью и, вдобавок, на 200 г легче.
Усовершенствован и моноамортизатор. Как и передняя вилка, он имеет двадцать положений регулировки в обоих направлениях хода, который увеличен на 13 мм (до 129 мм), обеспечивая перемещение колеса 300—315 мм.
Изменения можно найти и в заднем дисковом тормозе. Диаметр и толщина диска остались прежними — 220 и 4,5 мм, зато ради снижения рабочей температуры накладок уменьшена общая площадь профрезерованных в нем отверстий. Кроме того, применен новый фрикционный состав, увеличивший срок службы накладок, а главное, повысивший «чувствительность» тормозной педали. Суппорт заднего тормоза установлен сверху рычага подвески и поэтому надежно защищен им от повреждений.
Наряду с улучшениями в подвеске и тормозах для удобства гонщика предусмотрено восемь вариантов положения руля. При этом высота сиденья (примерно 520 мм от подножек) осталась неизменной, но его основание приподнято на полтора сантиметра, чтобы облегчить доступ воздуха к фильтру, который под ним расположен.
Как упоминалось выше, двухтакные одноцилиндровые кроссовые двигатели «Ямаха» с жидкостным охлаждением не претерпели существенных изменений и представляют дальнейшее развитие хорошо себя зарекомендовавших прошлогодних моделей.
Остановимся подробнее на моторе «Ямахи-125». Для улучшения его мощностной характеристики изменены перепускные окна цилиндра. В соответствии с этим по-новому отрегулирована система, регулирующая фазу выпуска в зависимости от скоростного режима и получившая название «Ямаха nayэр валв систем». Она включается в работу после достижения 8000 об/мин и обеслечивает наибольшую по протяженности фазу выпуска (другими словами, высоту выпускного окна) при 10500—11000 об/мин. Изменение фаз газораспределения потребовало подбора новой выпускной (трубы и иной калибровки карбюратора «Микуни», подающего смесь в кривошипную камеру через пластинчатый клапан.
От коленвала к сцеплению, работающему в масляной ванне, крутящий момент передается прямозубой шестеренчатой передачей. Диаметр фрикционных дисков сцепления увеличен на 4 мм. Вдобавок они покрыты новым, более термостойким материалом.
Благодаря усовершенствованному механизму переключения быстрее стали включаться передачи шестиступенчатой коробки.
Гамму кроссовых мотоциклов серии «ИгрекЗет» дополняет сходная по конструкции с машинами классов 125 и 250 см3 восьмидесятикубовая «Ямаха». И всех их отличает высокая динамика и надежность, безупречные ходовые качества и дизайн. Все продумано до тонкостей. Учтены, даже мелочи. Такие, например, как вырезы в верхней части пластмассовых боковин, позволяющие удобно взяться руками, чтобы передвинуть стоящую на подставке машину. Можно подумать, что эти мотоциклы само совершенство, и, кажется, сделать их еще лучше попросту невозможно...
Впрочем, судя по опыту прошлых лет, специалисты фирмы так не считают. Наверняка у модели 1992 года технических новшеств будет не меньше, чем у нынешней.
Основные технические параметры кроссового мотоцикла «ЯМАХА-ИГРЕКЗЕТ-125»
Рабочий объем двигателя — 124 см3; диаметр цилиндра и ход поршня — 56X50,7 мм; степень сжатия — 9,2—10,7; максимальная мощность — 36,1 л. с./26,6 кВт при 11500 об/ мин; максимальный крутящий момент — 2,35 кгс·м/23,0 Н·м при 10 500 об/мин; система зажигания — электронная бесконтактная с автоматическим изменением угла опережения; карбюратор — «Микуни-ТМ35СС»; ход подвески по оси колеса: переднего — 300 мм, заднего — 315 мм; тормоза — дисковые с раздельным гидравлическим приводом; диаметр тормозных дисков: переднего — 245 мм, заднего — 220 мм; шины — «Данлоп-К990», размер шин: переднего колеса — 80/100—21 51М, заднего колеса — 100/90—19 57 М; объем топливного бака — 8 л; размеры (длина, ширина, высота) — 2165Х850Х1225 мм; база — 1470 мм; высота седла — 945 мм; клиренс — 355 мм; сухая масса — 87,5 кг.
А. АППОЛОНОВ
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991