Едва ли не главная заслуга этого ралли — выведение совершенно особой породы мотоциклов. Что отличает такие машины прежде всего? Они очень высоки. В передней части маленькие обтекатели сливаются с огромным бензобаком. Зачастую еще один бензобак — за сиденьем водителя. Запас топлива доходит до 70 л — в пустыне он будет нелишним. А мощный двигатель с жидкостным охлаждением внушительного (до 1000 см3) рабочего объема, чаще всего двухцилиндровый и обязательно четырехтактный. Таков в общих чертах портрет мотоцикла для «Дакара».
Тьерри Сабин, который назвал созданное им ралли «Самым Большим Приключением», мечтал видеть его соревнованием энтузиастов-любителей. Но мотоциклетные фирмы сразу же разглядели огромный рекламный потенциал этой гонки. Свои силы в ней попробовали почти все значительные фирмы — от «Хонды» до ЯВЫ. Откройте любой мотоциклетный каталог, и вам бросятся в глаза такие названия моделей мотоциклов, как «Париж — Дакар», «Оазис», «Туарег» (кочевое племя, живущее в Сахаре), «Тенере» (покрытый мертвыми песками участок Сахары). Неважно, что некоторые из мотоциклов с такими звучными именами имеют 50-кубовые двигатели и на них лучше не удаляться от дома. Зато восседающий на таком мотоцикле водитель может вообразить себя бесстрашным покорителем пустыни.
Победителем самого первого ралли «Париж — Дакар» стал француз Сириль Нево на мотоцикле «Ямаха-ИксТ-500», подготовленном фирмой «Соното», занимающейся сбытом мотоциклов «Ямаха» во Франции (разумеется, мы говорим о зачете среди мотоциклистов). Нево стал легендой ралли — в общей сложности на мотоциклах «Ямаха» и «Хонда» он становился победителем пять раз! А мотоцикл «Ямаха-ИксТ-500» открыл целую эпоху в мотоциклостроении. Дебютировав в 1976 году, он стал первой машиной нового класса больших «эндуро» (этот термин произошел от испанского слова «выносливый»), В жесткой и легкой раме кроссового типа был установлен одноцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 499 см3 и мощностью 32 л. с. Весь мотоцикл весил всего 138 кг.
«Ямаха» француза очень незначительно отличалась от серийной — лишь усиленными подвесками и увеличенным до 32 л бензобаком. В следующем году на таких мотоциклах финишировала вся тройка призеров, а первым вновь стал Нево. Затем наступила эпоха борьбы мо-тогигантов — эпоха изощренной техники и больших денег.
На несколько лет трасса ралли «Париж — Дакар» стала ареной схватки между фирмами БМВ и «Хонда». Росли мощности двигателей, усложнялась техника, и перевес остался за фирмой БМВ. В 1985 году на ее счету было уже четыре победы в ралли против одной у «Хонды». И на БМВ было решено, что этого вполне достаточно. Немецкая фирма вышла из игры, после чего четыре года побеждали гонщики на мотоциклах «Хонда» новой модели «НИксР750». Добившись своего, «Хонда» также отказалась от дорогостоящего участия в ралли. В 1990 году первым в Дакаре был итальянец Эди Ориоли на итальянском же мотоцикле «Каджива», а 1991 год стал триумфом французских гонщиков на «ямахах» — они заняли первые три места.
Итак, мотоцикл-победитель — «Ямаха-ИгрекЗетЕ750 Т». Несколько лет фирма экспериментировала со специальным шасси, в котором был установлен четырехцилиндровый двигатель от дорожной модели «ФЗет». Но успеха эта комбинация не принесла, и тогда в эту раму был установлен специально скоструированный двухцилиндровый мотор. Новая модель сразу же принесла удачу — в 1989 году итальянец Франко Пикко стал вторым — и началось производство ее серийного варианта, получившего название «Супер Тенере».
Его двухцилиндровый четырехтактный рядный двигатель с жидкостным охлаждением наклонен под углом 45° вперед. Бесшумная цепь приводит два верхних распределительных вала. На каждый цилиндр приходится пять клапанов — три впускных и два выпускных. Эта характерная для двигателей «Ямаха» особенность вызвана тем, что при увеличении числа клапанов увеличивается их относительная площадь, а следовательно, улучшается наполнение цилиндров. Двигатель короткоходный, диаметр цилиндра 87 мм, ход поршня 63 мм, рабочий объем 749 см3. Для снижения вибрации служат два уравновешивающих вала. Система смазки с сухим картером. Максимальная мощность в «дакаровском» варианте — около 75 л. с. Крутящий момент передается через многодисковое сцепление, работающее в масляной ванне, и шестеренную первичную передачу на пятиступенчатую коробку передач и далее роликовой цепью на заднее колесо.
Типичная для «дакаровских» машин дуплексная рама изготовлена из стальных труб и элементов из легкого сплава. Передняя телескопическая гидропневматическая вилка имеет ход 399 мм, задняя подвеска «Монокросс» с одним амортизатором обеспечивает ход колеса 280 мм. Такие характеристики определяют высокую посадку гонщика — высота мотоцикла по седлу 945 мм, дорожный просвет 300 мм. На обоих колесах — дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Шины фирмы «Мишлен», передняя размером 90/90—21, задняя 140/90—17. Общий запас топлива в двух бензобаках 60,5 л. Масса незаправленного мотоцикла 190 кг. На участках с приличной поверхностью он способен развивать скорость 185 км/ч.
Главный соперник «Ямахи» — итальянская фирма «Каджива». Ее мотоцикл «Каджива-элефант» выиграл ралли «Париж — Дакар» в 1990 году, а в 1991 году гонщики на «кадживах» заняли четвертое и пятое места, вслед за тройкой французов на «ямахах».
Итальянские конструкторы сделали ставку на двухцилиндровый V-образный двигатель «Дукати» — фирмы, принадлежащей «Кадживе». Его объем составляет 950 см3, а мощность изготовителем не объявлена, но, видимо, превышает 80 л. с.
Моторы «Дукати» отличает ряд интересных особенностей. Одна из них — десмод-ромный механизм привода клапанов. Они закрываются не пружинами, а специальными рычагами с приводом от кулачкового вала. Не менее оригинальна и система охлаждения, где в качестве охлаждающей жидкости служит масло из системы смазки. А вот впрыск топлива, которым оборудован серийный мотоцикл, на «боевой» машине сменили два карбюратора. В условиях песка и пыли такое решение надежнее.
В двойном переднем и дополнительном заднем бензобаках «Кадживы» умещается 69 л топлива, которых в ходе гонки хватает на 600—750 км пути.
Рама итальянского мотоцикла изготовлена из труб квадратного сечения (основная часть — стальная, задняя — из алюминиевого сплава). Вместе с передней телескопической и задней маятниковой моноподвеской она определяет основные размеры машины: база — 1560 мм, высота по седлу — 1000 мм, дорожный просвет — 385 мм. Сухая масса «Кадживы» на 10 кг меньше, чем у «Ямахи» и составляет 180 кг.
На хороших участках «Каджива-элефант» способна разогнаться до 200 км/ч.
Еще одной «итальянке» — известной фирме «Джиле-ра», похоже, пока не по силам вмешаться в спор лидеров за победу в абсолютном зачете. Зато ее модель «Жилера-РК600» успешно выступает в классе «Силуэт», где соревнуются серийные мотоциклы с ограниченными переделками рамы и подвесок. Ее одноцилиндровый двигатель с двумя верхними распределительными валами, четырехклапанной головкой и жидкостным охлаждением явно уступает моторам «Кадживы» и «Ямахи», хотя и развивает более 50 л. с. при рабочем объеме в 569 см3.
В ралли «Париж — Дакар» соревнуются и любители. Как правило, они стартуют в классе «Марафон», объединяющем серийные мотоциклы с минимальными изменениями в конструкции. Здесь разрешается, по существу, лишь установка дополнительных бензобаков, емкости для воды да навигационного оборудования. Впрочем, большинство серийных «дакаровских» мотоциклов создано на базе прошедших проверку в ралли «боевых» машин. Характерный пример — « Xонда-НИксР-Африка-Твин» с двухцилиндровым V-образным мотором, поперечно установленным в дуплексной раме. Фактически это «цивильный» вариант той самой «Хонды», одержавшей четыре Лебеды во второй половине 80-х годов.
Не составляет исключения и «БМВ-Р-100ГС-Париж — Дакар», очень схожий с машинами этой фирмы, выступавшими в начале 80-х. Правда, со своим традиционным оппо-зитным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения и карданным валом привода колеса, проходящим внутри рычага консольной задней подвески, БМВ выглядит архаичным мастодонтом среди более современных мотоциклов.
Пожалуй, не меньше среди остальных выделяется и «Сузуки», оставшаяся верной одноцилиндровым двигателям. Для повышения мощности рабочий объем последовательно увеличивали и довели до 800 см3. Это самый большой объем среди существующих в мире одноцилиндровых мотоциклетных моторов. Плавную работу двигателя обеспечивают уравновешивающие валы, а чтобы облегчить его запуск — используется декомпрессор. Любопытно, что, хотя «Сузуки» машина серийная, в гонках участвует профессиональная команда фирмы. Однако заветная победа от нее пока ускользает.
Впрочем, истинных энтузиастов «Дакара» серийные машины не могут удовлетворить. Возможно, поэтому именно у любителей возникают самые невероятные проекты — мотоциклы с приводом на оба колеса, с необычными рамами и двигателями, на трех и четырых колесах... Но, похоже, любитель может победить в таком ралли лишь став профессионалом. Ведь успех обеспечивает не только превосходный мотоцикл, но и совершенная организация команды.
А. ВОРОНЦОВ
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991