А как раз такая задача и стояла перед проектировщиками японской фирмы. Весь мотоцикл до последнего болта не только подчинен требованиям рейда-марафона, но и сконструирован специально для него. Поначалу «Ямаха» использовала одноцилиндровые двигатели от серийных «эндуро», но затем, после неудачных экспериментов с четырехцилиндровым мотором от дорожной модели «FZ750», спроектировала специальный двухцилиндровый агрегат. Четырехтактный 850-кубовый двигатель с наклоненными на 45° вперед цилиндрами имеет жидкостное охлаждение, два верхних распределительных вала, пять клапанов на цилиндр (три впускных и два выпускных), два уравновешивающих вала для подавления вибраций. Система смазки — с сухим картером: масло подается к трущимся парам под давлением насоса и откачивается в специальный маслобак. Такая схема, распространенная когда-то на авиационных двигателях, позволяет избежать «масляного голода» при резких кренах или падении мотоцикла, да и охлаждается масло лучше.
Вообще температурному режиму двигателя конструкторы уделили повышенное внимание: главный прибор на щитке — указатель температуры охлаждающей жидкости. Зажигание — электронное, бесконтактное. Запуск двигателя — электростартером. Многодисковое сцепление работает в масляной ванне. Через первичную передачу косозубыми шестернями крутящий момент передается на пятиступенчатую коробку передач. Цепь привода на заднее колесо — открытая, с защищенными шарнирами.
Раздвоенная спереди рама мотоцикла сварена из мощных стальных труб прямоугольного сечения. Некоторые элементы из легкого сплава крепятся к ней болтами. В силовую схему включен и двигатель. Передняя телескопическая вилка — так называемого «перевернутого» типа, с верхней несущей трубой большего, чем нижняя, диаметра (43 мм). Вилка регулируется по гидравлическому сопротивлению на ходах сжатия и отбоя. Задняя подвеска — с прогрессивной характеристикой, центральным амортизатором типа «Монокросс». Внушительный задний маятник переменного сечения отлит из легкого сплава. Гидропневматический амортизатор фирмы «Олинз» имеет регулировки гидравлического сопротивления на ходах сжатия и отбоя, а также регулировку предварительного поджатия пружины. Оба колеса снабжены дисковыми тормозами и двухпоршневыми скобами и плавающими дисками.
Чтобы уберечь машину и седока от вездесущего песка и, конечно, улучшить обтекаемость, мотоцикл снабжен легким пластиковым обтекателем. Как известно, автономность — еще одно незаменимое качество боевого корабля. Поэтому машина снабжена двумя бензобаками общей емкостью 66 л, которые позволяют проходить тысячекилометровые этапы без дозаправки. Но самая интересная деталь, которая делает машины для рейдов-марафонов не похожими ни на один другой мотоцикл,— электронная панель приборов, в том числе навигационных. Ведь мотоциклисту, подобно экипажу маленького катера среди океанских волн, так легко потеряться. Цифровые электронные приборы сообщают о скорости мотоцикла, числе оборотов двигателя, запасе топлива. Выше — лента с «легендой» трассы. Ее перематывает в обе стороны электромотор, управляемый кнопками левой группы переключателей на руле. И венчает эту «технологическую пирамиду» компас, также электронный. Впрочем, и это уже не последнее слово техники. Сейчас «Ямаха» испытывает созданную совместно с фирмой «Сони» систему «Пиксис»: курсор на встроенном в щиток приборов дисплее постоянно показывает точное местонахождение мотоцикла...
Конечно, «Ямаха» не из тех, кто зарывает талант в землю, и найденные на трассах соревнований удачные решения тут же тиражируются в серийном производстве. Испытанный на африканских трассах двухцилиндровый двигатель с чрезвычайно гибкой характеристикой устанавливается и на дорожной «Ямахе-TDM850», и на «цивильной» копии «Супер Тенере». Причем не подумайте плохо о копии: образно говоря, с военного корабля сняли торпедный аппарат и покрасили его в веселенький прогулочный цвет. Однако и серийный мотоцикл достаточно хорош для того, чтобы гонщики-любители после небольшой доводки могли участвовать в самых сложных ралли-марафонах. Так что тем из наших читателей, кто хочет испытать свои силы в песках Сахары, мы можем дать совет — покупайте «Ямаху». Правда, приобрести ее в нынешнем СНГ будет, пожалуй, потруднее, чем торпедный катер бывшего советского флота.
Техническая характеристика
Двигатель — двухцилиндровый, четырехтактный, рядный, с жидкостным охлаждением; диаметр цилиндра и ход поршня — 89,5X67,5 мм; рабочий объем — 849 см; максимальная мощность — свыше 75 л. с. Ход подвески: переднего колеса — 300 мм, заднего — 280 мм; шины — «Мишлен-Сафари», размер передней шины — 90/90—21, задней — 140/90—18; емкость бензобаков — 40+26 л; сухая масса — 180 кг; размеры (мм): длина — 2440, высота по седлу — 965, база— 1560, дорожный просвет — 300; максимальная скорость — 190 км/ч.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1992