Фирма «Бета» всерьез занялась этим видом спорта лишь в начале 80-х годов, и сразу же обратила на себя внимание высоким техническим уровнем своих мотоциклов. Причем, в отличие от некоторых других фирм, она не предпринимала экспериментов лишь «из любви к искусству»: все нововведения были подчинены одной цели — достижению великолепных ездовых качеств. Насколько «Бете» это удалось, подтверждают четыре титула чемпиона мира, завоеванные в последние годы фирменным гонщиком испанцем Жорди Тарресом. Чемпионский мотоцикл «Бета-зеро» мы представляем на этих страницах.
Самая необычная особенность, резко отличающая этот мотоцикл от других машин для триала, — рама. Выполненная полностью из алюминиевого сплава, она напоминает столь распространенный в последнее время на гоночных мотоциклах «дельтабокс». Массивный верхний элемент в плане напоминает перевернутую букву «U». К нему крепятся легкие подрамники из алюминиевых труб прямоугольного сечения. Впрочем, несмотря на кажущуюся массивность, эта рама при высокой жесткости обладает очень малой массой. Кроме того, верхняя ее часть содержит и запас топлива. Необычная рама и отсутствие видимого бензобака определяют внешнее отличие «Беты-зеро» от всех других мотоциклов для триала, имеющих обычную трубчатую раму.
Подобно раме, и вся ходовая часть соответствует последним тенденциям в проектировании спортивных мотоциклов. Передняя телескопическая вилка так называемого «перевернутого» типа регулируется как по предварительному поджатию пружины, так и по усилию гидравлики. Задняя подвеска, с одним гидропневматическим амортизатором и обеспечивающим прогрессивную характеристику рычажным механизмом, имеет целых три вида регулировок: предварительного поджатия пружины и по гидравлическому усилию отдельно сжатия и отбоя. Такая изощренность регулировок позволяет максимально «подогнать» мотоцикл и к гонщику, и к трассе. Рычаг задней подвески также изготовлен из алюминиевого сплава. Такое обильное применение в конструкции ходовой части легких материалов позволило снизить сухую массу мотоцикла до 84 кг.
Колеса с алюминиевыми ступицами и ободами обуты в бескамерные шины «Мишлен - триал - компетисьон». Оба колеса оснащены дисковыми тормозами с гидравлическим приводом. Диаметр стальных плавающих дисков — 185 мм для переднего колеса и 160 мм для заднего. Причем и здесь возможна регулировка — гонщик может настроить ход рычага переднего тормоза.
Одноцилиндровый двухтактный двигатель имеет лепестковый клапан на впуске. Алюминиевый цилиндр лишен гильзы: ее заменяет покрытие «Гильнисил» на основе соединений кремния, устойчивое к износу и задиру. Охлаждение двигателя — жидкостное. Легкий радиатор установлен в передней части рамы, водяной насос встроен в картер. Дополняют систему охлаждения термостат и вентилятор с приводом от электродвигателя, включающимся при достижении заданной температуры.
Смазка двигателя — в смеси с топливом в пропорции 1:50. Мотоциклы для триала пока обходятся без усложненной электроники, и на «Бете-зеро» мы не найдем ни электронного управления выпуском, ни автоматического опережения зажигания. Кстати, в отличие от многих других небольших мотоциклетных фирм, «Бета» самостоятельно изготавливает и двигатели, и узлы ходовой части.
От двигателя крутящий момент передается через шестеренную главную передачу и многодисковое, работающее в масляной ванне сцепление на шестиступенчатую коробку передач. Роликовая цепь, передающая момент на заднее колесо, снабжена специальным успокоителем. Регулируется натяжение цепи двумя эксцентриковыми элементами на оси колеса.
Электрооборудование мотоцикла сведено к минимуму: 1 2-вольтовый генератор переменного тока мощностью 60 Вт, реле, система зажигания, фара и стоп-сигнал. Интересно, что все приборы системы работают на переменном токе, лишь электродвигатель вентилятора — постоянного тока и за-питывается через выпрямитель.
Конечно, в палитре фирмы «Бета» модель «Зеро» — машина экстра-класса, не рассчитанная на простого любителя. Для него более доступны триаловские мотоциклы серии «TR35», с обычной рамой и двигателем с воздушным охлаждением. В это семейство входят мотоциклы для триала и мотоальпинизма (модификация «Альпы») с двигателями рабочим объемом 260 и 125 см3, а также «детская» модель с 50-кубовым двигателем.
А. Воронцов
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992