Мечта оседлать «породистого гоночного скакуна» для многих счастливцев стала реальностью, с тех пор как в начале восьмидесятых стали проводить мировое первенство на супербайках. Дело в том, что одно из основных требований к этой категории мотоциклов — наличие спортивных моделей в свободной продаже и возможность их эксплуатации в обычных дорожных условиях.
Гонки проводят на серийных четырехтактных машинах с минимальным годовым выпуском от 200 до 1000 штук в зависимости от общего числа мотоциклов, которые выпускает фирма-изготовитель. Понятно, что перед стартом машины проходят специальную доводку и подготовку. Однако правила столь жестко ограничивают изменения, допустимые в конструкции серийного супербайка, что параметры чемпионского болида хоть и улучшены, но вполне сопоставимы с данными «цивильного» мотоцикла. Да и внешне «боевой» отличается от серийного по сути лишь раскраской, расположением руля, сиденья, подножек, гоночными покрышками да отсутствием осветительных приборов.
Любопытно, что для трех-и четырехцилиндровых машин (кстати, большинство гонщиков стартуют на четырехцилиндровых «кавасаки», «хондах» и «ямахах») рабочий объем ограничен 750 см3. Зато двухцилиндровым предоставлена своеобразная «фора» — на них может быть установлен даже 1000-кубовый мотор.
Возможно, именно это обстоятельство и помогло специалистам итальянской фирмы «Дукати» создать машину, опередившую всех, даже японских конкурентов на мировом первенстве.
«Чемпиона» — «Дукати-851-SP3» оснастили двухцилиндровым V-образным мотором с жидкостным охлаждением, разумеется, четырехтактным. Причем его рабочий объем не пришлось даже доводить до максимально разрешенного — литрового. Хватило и 888 см3, чтобы получить 111 л. с. на 10500 об/мин. Цилиндры изготовлены из алюминиевого сплава, а их рабочая поверхность покрыта никасилем. Четырехклапанные головки в сочетании с системой впрыска топлива «Вебер» обеспечивают хорошее наполнение (отсутствуют карбюраторы, создающие дополнительное аэродинамическое сопротивление на впуске). Электронное управление впрыском позволяет получить практически идеальный состав смеси на переходных режимах работы двигателя, а электронное бесконтактное зажигание — оптимальный угол опережения. Неудивительно, что «Дукати» (его сухая масса 188 кг) обладает великолепной динамикой. Скорость 100 км/ч он набирает за 3,2 с (!), а первые 400 м со старта может промчаться за 11,0 с, причем к концу мерного участка успевает набрать 204 км/ч.
Своеобразная изюминка моторов «Дукати» — десмодромный механизм привода клапанов. Они закрываются не пружинами, а специальными рычагами с приводом от кулачкового вала, расположенного в головке. Такое «жесткое» управление клапанами обеспечивает точность работы газораспределительного механизма на больших оборотах и более высокие ускорения при закрытии клапанов, а значит, позволяет улучшить параметр время — сечение.
Традиционное для гоночных мотоциклов сухое многодисковое сцепление передает крутящий момент на шестиступенчатую коробку передач. Ее передаточные отношения разрешено изменять. Однако в основном гонщики настраивают свои машины под разные варианты трасс, меняя ведущую шестерню двигателя и звездочку на заднем колесе, которые связаны между собой роликовой цепью.
Рама мотоцикла сварена из труб хромомолибденовой стали. Видимо, габариты V-образного мотора, сравнительно узкого, зато довольно высокого, не позволяют уместить его в традиционный «дельтабокс». Впрочем, двигатель служит своеобразным силовым элементом трубчатой рамы, которая по существу представляет собой пространственную ферму, достаточно жесткую на изгиб и кручение, чтобы обеспечить превосходную управляемость мотоцикла.
Задний маятник изготовлен из алюминиевого прямоугольного профиля. Посредством рычажной системы, обеспечивающей прогрессивную характеристику задней подвески, он связан с газонаполненным моноамортизатором «Олинз», установленным вертикально внутри цилиндрической пружины. Передняя «перевернутая» телескопическая вилка «Олинз», как и задний амортизатор, имеет регулировку характеристик сжатия и отбоя.
Дисковые тормоза с гидравлическим приводом разработаны для «Дукати» фирмой «Брэмбо». На переднем колесе установлены два тормозных диска диаметром 320 мм и четырехпоршневые скобы. На заднем — один диск (245 мм) и двухпоршневая скоба. Столь эффективные тормоза — жизненная необходимость для супербайка, способного промчаться со скоростью 256 км/ч.
Основные технические параметры мотоцикла «Дукати-851-SP3»
Двигатель — четырехтактный, двухцилиндровый с жидкостным охлаждением; диаметр цилиндра и ход поршня — 94X64 мм; рабочий объем — 888 см3; степень сжатия — 11:1; максимальная мощность — 111 л. с./82 кВт при 10 500 об/мин; ход подвески: переднего колеса — 120 мм, заднего колеса — 110 мм; шины (в дорожной комплектации): бескамерные «Мишлен», переднее колесо — ТХ11—120/70ZR17», заднее колесо — ТХ23—180/55ZR17»; дорожный просвет — 150 мм; емкость топливного бака — 25 л; размеры (длина, ширина, высота) — 2000X670X1120 мм; сухая масса — 188 кг.
А. Апполонов
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992