Сравнивая минскую машину с белой красавицей, представленной на этих страницах, трудно поверить, что это мотоциклы одного класса. И тем не менее это так. Вот что бывает, когда малыши не слушают маминых советов...
Ну а теперь познакомимся поближе с тем, что представляет собой настоящий гоночный мотоцикл самого малого класса. На счету «Априлии» — четвертое место в чемпионате мира 1991 года. Практически это единственная машина, составляющая в своем классе конкуренцию японской «Хонде». Итак, заглянем под обтекатель этого мотоцикла.
Одноцилиндровый двухтактный двигатель имеет жидкостное охлаждение. Впуск топливной смеси регулируется дисковым золотником, выпуск — системой RAVE, в которой заслонка изменяет сечение выпускного окна в зависимости от давления во впускном патрубке — такая настройка выпускного тракта способствует наилучшему наполнению в зависимости от режима работы двигателя. А приспосабливаемость двигателя к изменению нагрузки остается важнейшей проблемой для создателей гоночной техники — ведь двигатель «Априлии», развивающий максимальную мощность при 12500 об/мин, фактически работает лишь в диапазоне от 10 до 13 тысяч об/мин. Масло для смазки двигателя смешивается с топливом в пропорции 1:25. Зажигание электронное, конденсаторное, с питанием от аккумулятора. Плавности работы двигателя способствует балансировочный вал. Карбюратор «Делл'Орто» с плоским золотником имеет диаметр диффузора 39 мм.
Сцепление мотоцикла — многодисковое, сухое. В шестиступенчатой коробке передач можно заменять валы с шестернями, не снимая двигатель с рамы, то есть быстро установить набор с наивыгоднейшими для данной трассы передаточными отношениями.
Ходовая часть 125-кубовой «Априлии» соответствуем новейшим тенденциям техники Гран-при. Раму мотоцикла образуют два коробчатых элемента из алюминиевого сплава, сходящиеся у рулевой колонки. Сама рулевая колонка — регулируемая, позволяет изменять вылет колеса изменением угла наклона от 23 до 25°. Подвески мотоцикла изготовлены голландской фирмой «Уайт Пауэр»: спереди перевернутая телескопическая вилка с регулировкой усилия, задняя подвеска — с пружиной прогрессивной характеристики и одним центральным амортизатором. Задний маятник также изготовлен из алюминиевого сплава. Отлитые из магниевого сплава трехспицевые колеса обуты в шины «Данлоп».
Тормоза — не менее важный узел для гоночного мотоцикла, чем двигатель или подвеска. «Априлия» ориентируется на изделия фирмы «Брембо». Передний стальной диск диаметром 300 мм имеет четырехпоршневую скобу. Задний диск диаметром 180 мм изготовлен из алюминия. Привод системы — гидравлический.
Мотоцикл «упакован» в пластиковый обтекатель весьма изысканной формы — чувствуется, что над его созданием поработали не только специалисты по аэродинамике, но и опытные дизайнеры. В основе его материала — углепластики, благодаря чему сухая масса мотоцикла всего 69 кг.
Впрочем, мотоцикл для чемпионата мира — вещь уникальная. Но и для «младших чемпионатов» «Априлия» небольшой серией выпускает гоночный мотоцикл «125-Спорт про», максимально унифицированный с дорожным серийным мотоциклом фирмы. И не надо думать, что между этими машинами пропасть: если у сверхспециального максимальная мощность 42 л. с., то «Спорт про» уступает ему всего лишь 6,5 л. с. Вот что такое современный гоночный мотоцикл класса 125 см3 — сильный и красивый. Жаль только, что отечественным конструкторам вовсе не хочется «быть такими, как дядя».
Технические характеристики
Двигатель — одноцилиндровый, двухтактный; диаметр цилиндра — 54 мм, ход поршня — 54,5 мм; рабочий объем — 124,8 см3; степень сжатия — 17,0; максимальная мощность — 42 л. с. при 12 500 об/мин; размер шин — спереди 2,50 — 17, сзади 3,00 — 17; сухая масса — 69 кг; объем бака — 13 л; длина — 1835 мм, высота по седлу — 740 мм, база — 1265 мм; максимальная скорость — более 210 км/ч.
А. Воронцов
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992