На полноприводных «ауди», окрещенных итальянским словом «кваттро» (четыре), трижды кряду выиграли чемпионат мира по ралли. А еще через несколько лет «ауди» стали первыми полноприводными машинами, участвующими в кольцевых гонках серийных автомобилей. Началось это в Америке, где фирма обратилась к спорту как средству рекламы своих машин. В 1988 году на гоночном «Ауди-200-кваттро» была одержана победа в серии гонок «ТрансАМ», а в 1989 году на «Ауди-90-кваттро» выиграно несколько этапов американского первенства IMSA-GTO.
Накопив немалый опыт, «Ауди» вступила в борьбу на «внутреннем» фронте — в чемпионате Германии, известном нашим читателям как ДТМ («Дойче туренва-ген-майстершафт»). Для участия в нем в качестве базовой модели выбрали самую престижную — «Ауди-У8». И снова успех: в 1990 году чемпионом стал опытнейший гонщик Ханс Штук — сын знаменитости 30-х годов (как не восхититься прочностью семейной традиции!), в 1991-м — двадцатисемилетний Франк Биела.
На этих снимках представлен гоночный «Ауди-У8» сезона 1992 года. Как предписывают технические требования ФИСА и ДТМ, он сохраняет внешний облик и важнейшие черты конструкции базовой модели: компоновку с продольным расположением V-образного восьмицилиндрового двигателя, привод на все колеса. Как и другие фирмы, «Ауди» не скупится на эффектные фото — но скупо дозирует технические подробности: нам известно о машине лишь основное. Двигатель — с чугунным блоком и алюминиевыми головками цилиндров, в каждой — по два распределительных вала, приводимых зубчатыми ремнями, и по четыре клапана на цилиндр. Рабочий объем — 3562 см3, мощность достигает 470 л. с./ 345 кВт при 9000 об/мин, максимальный крутящий момент — 38,8кгс·м/380 Н·м при 7000 об/мин.
Двигатель не оборудован наддувом, но благодаря микропроцессорной системе «Бош-Мотроник», которая синхронно управляет впрыском бензина и корректирует угол опережения зажигания, развивает высокую литровую мощность — 132 л. с./л. Конечно, «умной» электронной системы мало, чтобы выжать с литра больше ста сил. Специально подобранные распределительные валы с широкими фазами, настроенные системы впуска и выпуска улучшают наполнение цилиндров смесью. Детали подвергают дополнительной механической обработке, облегчают, одинаковые (поршни, шатуны) подбирают с минимальной разницей в массе, балансируют, чтобы уменьшить потери на трение и силы инерции, сделать мотор более приемистым.
Трансмиссия такой машины должна, в свою очередь, надежно передавать стремительно возрастающий крутящий момент при старте и ускорении, обеспечивать интенсивный разгон и выдерживать бесчисленные переключения передач по ходу гонки в самом жестком режиме. Эти задачи выполняют двухдисковое сцепление с углепластиковыми накладками и шестиступенчатая коробка передач.
Изюминка трансмиссии — в сочетании узлов, распределяющих крутящий момент: между передними колесами установлен обычный дифференциал с коническими шестернями, между задними колесами и между осями — червячные дифференциалы типа «Торсен» (от английского «Torque-sensing» — «чувствительный к изменению крутящего момента»).
При равномерном движении межосевой «Торсен» автоматически раздает момент поровну на переднюю и заднюю ось. Но если на одной из осей сцепление колес с дорогой резко ухудшится, угрожая пробуксовкой, межосевой дифференциал автоматически перераспределяет момент в пользу той оси, где сцепление колес надежнее. Аналогично работающий дифференциал задней оси предотвращает пробуксовку колеса и возможный при этом занос. Таким образом водитель не рискует потерять контроль над машиной на скользкой дороге, при интенсивном разгоне и торможении.
О последнем маневре чуть подробнее. «Осадить» 1300-килограммовый «лимузин» длиной почти в пять метров удается благодаря тормозам с дисковыми охлаждаемыми механизмами у всех колес. В двухконтурный привод тормозов встроен усилитель и антиблокировочная система.
Как предписывают требования ФИСА, машина оснащена безопасным бензобаком на 120 литров из специальной резины, вваренным в кузов каркасом безопасности и системой пожаротушения. Гонщик пристегнут специальными ремнями «Сабелт» (с шестью точками крепления) к анатомическому сиденью знаменитой фирмы «Рекаро» (крупнейший в Европе поставщик сидений не только для спортивных, но и для «семейных» машин самых престижных марок). В остальном интерьер «Ауди» предельно аскетичен, о чем позволяет судить фото. Секреты двигателя скрыты под большой декоративной крышкой, зато багажный отсек с насосом и шлангами чем-то напоминает аппарат «искусственное сердце». Только качают отсюда «кровь» особой группы — высокооктановый бензин.
Нынешний сезон, независимо от результатов, станет последним для гоночного «Ауди-У8»: в обстановке полной секретности на фирме готовят новую модель на базе более компактного и легкого «Ауди-80» с двигателем V6 — 2,5 литра.
Техническая характеристика
- Обшие данные; снаряженная масса (без топлива) — 1300 кг; запас топлива — 120 л.
- Размеры, мм: длина — 4874. ширина — 1814, высота — 1335, база — 2703, колея спереди/сзади — 1505/1542.
- Двигатель; 8-цилиндровый, V-образный (90°), клапанный механизм — 4 0HC, привод — зубчатыми ремнями; диаметр цилиндра — «81 мм, ход поршня — 86,4 мм; рабочий объем — 3561,8 см ; мощность — 470 л.с./345 кВт при 9500 об/мин; система управления подачей топлива и зажиганием — микропроцессорная, типа "Бош-Мотроник МР 1,8"; система смазки — с "мокрым" картером.
- Трансмиссия: постоянный привод — на все колеса; сцепление — двухдисковое, с фрикционными накладками из углепластика; коробка передач — 6-ступенчатая, полностью синхронизированная; дифференциалы: межосевой — червячный, типа "Торсен", или виско-муфта, передний межколесный — виско-муфта; задний межколесный — ZF, (повышенного трения с многодисковой муфтой) или "Торсен".
- Подвеска всех колес — независимая, передних — типа "Мак-Ферсон", задних — на двойных рычагах; амортизаторы — телескопические, "Кони".
- Рулевое управление: ZF, реечное, с гидроусилителем.
- Тормоза: привод — гидравлический, двухконтурный, с регулируемым (водителем) распределением усилия по осям; диски — вентилируемые у всех колес; размер переднего диска — 373x38 мм, заднего — 355x36 мм; тормозные скобы — охлаждаемые воздухом или водой, фрикционные накладки — безасбестовые.
- Колеса: BBS, из легкого сплава, диаметром 19 дюймов.
- Шины; "Данлоп", 265x675R19.
- Кузов: капот, крышка багажника, бамперы и спойлеры — из кевлара.
В. Аркуша
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992