Честолюбивых итальянцев это никак не устраивало, и весной прошлого года трейлер, раскрашенный в цвета заводской команды «Альфа-Мартини», доставил к старту чемпионата «секретное оружие» из Милана — 400-сильный болид, построенный на базе серийной полноприводной «Альфы-Ромео-155».
Новая «Альфа» оснащена двухлитровым рядным четырехцилиндровым двигателем. Он оборудован турбонаддувом, системой впрыска топлива и размещен впереди поперечно. На прочном и жестком чугунном блоке цилиндров установлена алюминиевая головка с шестнадцатью клапанами и двумя распределительными валами. Их привод осуществляется зубчатыми ремнями.
Форсировать двигатель удалось, избежав увеличение оборотов, а значит и нежелательного роста инерционных нагрузок на детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма. Как и на серийном моторе, максимальной мощности по-прежнему соответствует 6000 об/мин (сравните, на «атмосферном» двигателе БМВ-М3 340 л. с. получены при 8750 об/мин).
Основной источник повышения мощности — улучшение наполнения (подача в цилиндры большего количества горючей смеси). С этой целью на спортивном моторе установлен новый, более производительный нагнетатель британской фирмы «Гарретт», увеличены проходные сечения впускного тракта, изменены фазы газораспределения. Однако при этом возросла и тепловая напряженность работы мотора. Не случайно для «кольцевого» двигателя пришлось изготовить более эффективные масляный радиатор, радиатор системы охлаждения и охладитель наддувочного воздуха. Вдобавок, впрыск топлива осуществляется как во впускные каналы, так и непосредственно в сами цилиндры, где, испаряясь, распыленный бензин забирает тепло у раскаленных деталей. Особенно в этом нуждаются выпускные клапаны, днища поршней и электроды свечей.
Вместе с водителем работой мотора управляет многофункциональный микропроцессор «Марелли-Вебер», взявший на себя наиболее сложные операции. При помощи датчиков он постоянно следит за «самочувствием» двигателя: температурой, оборотами, давлением в трубопроводах и другими параметрами. Мгновенно реагируя на изменения, он вносит коррективы в действия системы впрыска топлива, зажигания, клапанов, регулирующих давление наддува. В затруднительных ситуациях бортовой компьютер по радио «консультируется» с более мощным, установленным в боксах.
Информация о фотографии
Новая полноприводная «Альфа» не оставила никаких шансов своему сопернику БМВ-М3
Правда, несмотря на все электронные ухищрения, рабочий диапазон «боевого» мотора стал уже, чем у серийного. Дело в том, что при снижении оборотов уменьшаются объем и энергия выхлопных газов, приводящих рабочее колесо турбины. Их становится недостаточно, чтобы поддерживать необходимую скорость вращения мощного турбокомпрессора. В результате давление наддува, а следовательно, и мощность падают.
Новая полноприводная «Альфа» не оставила никаких шансов своему сопернику БМВ-М3
В ходе заезда поддерживать оптимальные обороты двигателя гонщику помогает шестиступенчатая коробка передач. Она установлена вместо серийной — пятиступенчатой. А в недалеком будущем сократить до минимума время переключений (в эти моменты автомобиль хоть на мгновение, но прерывает разгон) позволит полуавтоматическая коробка с электронным кнопочным управлением, которую разрабатывают в Милане.
Впрочем, о некоторых новинках, появившихся в конструкции спортивного варианта трансмиссии, итальянцы умалчивают. Известно только, что в ней использованы самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, а частичную блокировку при распределении момента между осями обеспечивает поджимное устройство, которое увеличивает трение между дисками вискомуфты.
Учитывая, что максимальный крутящий момент двигателя достигает 51 кгс·м (это больше, чем у трехосного грузового «Урала»), можно представить себе динамику полноприводной «кольцевой» «Альфы».
Усовершенствована и серийная подвеска передних колес типа «Мак-Ферсон». Некоторые ее детали изготовлены из высокопрочной легированной стали. А, например, новые цельносварные нижние рычаги крепятся не к кузову, а к съемному подрамнику, увеличивающему жесткость передка автомобиля. Задняя независимая подвеска (также «Мак-Ферсон») позаимствована у «Альфы-Ромео-164». И передняя, и задняя подвески оснащены регулируемым стабилизатором поперечной устойчивости, более жесткими цилиндрическими пружинами и газонаполненными спортивными стойками фирмы «Бильштайн».
Стремительному «кольцевому» автомобилю понадобились и более эффективные тормоза. Измененная конструкция двухконтурного гидропривода позволяет водителю регулировать распределение тормозных сил между осями. Диаметр гоночных вентилируемых тормозных дисков вырос настолько, что пришлось изготовить восемнадцатидюймовые (!) отлитые из легкого сплава колеса. Обувают их в низкопрофильные шины «Пирелли-рэйсинг» размером 245/645—18.
При этом колея автомобиля увеличилась до 1580 мм, тогда как база, длина и высота (2540, 4443 и 1440 мм) не изменились.
В соответствии с требованиями ФИСА автомобиль оснащен мощным каркасом безопасности (будучи встроенным в кузов, он, вдобавок, увеличивает его жесткость), системой пожаротушения и специальным бензобаком емкостью 100 л.
Оригинально решена актуальная для кольцевых гонок проблема быстрой замены шин и их разогрева (перед стартом покрышки укутывают в специальные электрогрелки). В левом переднем крыле автомобиля выполнен специальный штуцер. Механик подсоединяет к нему баллон со сжатым воздухом, после чего срабатывают пневмоцилиндры и автомобиль приподнимается над дорогой на четырех вертикальных телескопических опорах, вмонтированных в кузов.
Благодаря применению легких сплавов и углепластика спортивная «Альфа» в сравнении с серийной «похудела» на 340 кг.
В прошлом сезоне «Аль-фа-Ромео-155» одержала победу за «явным преимуществом». Скажем, на трассе Валленлунга пилот заводской команды Алессандро Наннини только в ходе пятнадцатикруговой гонки опередил лучший из БМВ на целых 18 секунд.
Вдохновленные этим триумфом, итальянцы, видимо, не сомневаются, что смогут переиграть конкурентов и на «чужом поле». В Милане уже готовят «выездной» вариант «Альфы-155» для участия в чемпионате Германии (ДТМ). Правда, там ее ждет встреча с более грозным соперником — «Мерседесом».
Источник: Журнал «АМС», №4, 1993