Несмотря на то, что ходовая часть подготовлена голландским гонщиком самостоятельно, ее конструкция в точности соответствует рецептам швейцарского конструктора Луи Кристена, из ателье которого выходит львиная доля участвующих в чемпионате мира трехколесок. Основа шасси — монокок, склепанный из алюминиевых листов, очень прочный и жесткий на скручивание. Причем определить, где находится сам «мотоцикл», а где присоединенная к нему «коляска», совершенно невозможно. Эта пространственная конструкция спроектирована изначально как трехколесный гоночный автомобиль, слегка «разбавленный» мотоциклетными агрегатами. По автомобильным стандартам все колеса подвешены на двойных А-образных рычагах. Необычной выглядит лишь подвеска переднего колеса — здесь рычаги расположены не поперечно, а продольно.
Такая схема — отражение постоянной борьбы между конструкторами, активно заимствующими автомобильный опыт, и ФИМ, всячески старающейся удержать эти машины в «мотоциклетных» рамках. Не так давно переднее колесо имело чисто автомобильную подвеску, на поперечных рычагах. Но Федерация выдвинула очередное техническое ограничение — переднее колесо должно качаться только в вертикальной плоскости. По замыслу ФИМ, после этого конструкторы должны были вернуться к обычным мотоциклетным рулевым колонкам с телескопическими или рычажными вилками. Но авторы ограничения явно недооценили способности человеческого разума перепрыгивать через всяческие запреты: выход был найден в продольном расположении рычагов. Буква закона была соблюдена!
Колеса вместе с тормозными дисками взяты без особых изменений от гоночного автомобиля. Дисковые тормоза всех колес имеют привод от ножной педали. Так как по правилам ФИМ необходимы две самостоятельно действующие тормозные системы, то на тормозной диск переднего колеса воздействует еще одна небольшая скоба с приводом от рычага на руле.
Конструкция руля предельно проста. Его небольшие размеры также определены техническими требованиями ФИМ. А поскольку применение какого-либо рулевого механизма запрещено, то можете оценить усилия, требующиеся для управления этой машиной. Неудивительно, что траектория ее движения на повороте иногда выглядит... ну, скажем, непредсказуемой.
Типичен для гонок мотоциклов с коляской и двигатель. Это четырехцилиндровый рядный двухтактный агрегат рабочим объемом 500 см3. За основу его взят гоночный мотор «Ямаха» начала 80-х годов, но время и специфические требования «колясок» внесли в него столько изменений, что о марке двигателя можно говорить лишь с некоторой долей условности. Впускные патрубки четырех карбюраторов прорезают кузов за спиной гонщика, а глушитель, в разрез с обычной мотоциклетной практикой, идет от двигателя не назад, а вперед. Радиатор, так же как и бензобак, расположен в том, что когда-то называлось «коляской».
Но вся эта техническая начинка не видна постороннему зрителю. Кузов — вот что определяет всю внешность этого «гоночного треугольника». Стеклопластиковая оболочка легко снимается, открывая доступ ко всем агрегатам. В обтекателе «отлито» сиденье водителя. А колясочнику для занятий эквилибристикой предоставлена небольшая площадка в задней части обтекателя.
Таковы основные черты современной гоночной машины, по традиции называемой «мотоцикл с коляской». А о деталях устройства лучше всяких слов расскажут фотоснимки.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1993