«А что, господа,— посреди всеобщего молчания сказал кто-то.— Может быть, нам самим построить для Денни машину?» Кто бросил этот клич, так и осталось тайной для истории, но факт остается фактом — через несколько дней Брюс Мак-Ларен и его «штаб» — конструктор Гордон Коппак, менеджер Тедди Майер, шеф-механик Тайлер Александер — приняли решение изготовить автомобиль для гонки в Индианаполисе.
Сказано-сделано, и уже через четыре месяца, 3 ноября на испытательную трассу в английском Гудвуде, глухо свистя турбонаддувным мотором, выкатился «Мак-Ларен-М15».
Техническую политику команды в те годы можно было описать тремя словами — простота, прочность, надежность. Поэтому, приступая к проектированию новой машины, Коппак и Мак-Ларен выбрали самый простой путь, решив построить ее на базе спортивно-гоночного автомобиля группы 7 «Мак-Ларен-М8», предназначенного для гонок Кан-Ам. Правда, до этого никому не приходило в голову делать «формулу» на основе спорт-прототипа, однако в предыдущие два сезона «оранжевые слоны» «Мак-Ларена» буквально «растоптали» всех соперников по Канадско - Американскому кубку. Поэтому инженеры команды посчитали, что «от добра добра не ищут».
Несущий монокок машины представлял собой коробчатую «ванну», склепанную из алюминиевых листов и усиленную стальными переборками. Радиатор был расположен спереди, а сзади на двух А-образных поперечных балках к монококу крепился мотор. Своеобразие придавали машине широкие боковые понтоны, внутри которых были спрятаны резиновые топливные резервуары фирмы «Гудьир» внушительного объема — почти 260 литров. Ничего удивительного, сверхбыстрые болиды «Индии были очень прожорливы, расход метанола превышал порой 115 л/100 км. Из-за этих прямо-таки авиационных баков кузов получился очень широким — 1143 мм.
Независимая подвеска и дисковые тормоза «Локхид» на всех колесах были позаимствованы от «канамов-ской» машины. Как и 4-ско-ростная коробка передач «Хьюланд-LG 500». Размеры колес по стандартам «Инди» ограничивались 10-ю дюймами спереди и 14-ю — сзади.
Единственной частью машины, впервые появившейся на автомобилях «Мак-Ларен», был мотор. 4-цилиндровый рядный «Оффенгаузер» рабочим объемом 2,65 л, ведущий свое происхождение аж с 1931 года, вызвал насмешки у механиков в Колн-бруке. Однако на американских треках этот архаичный на первый взгляд агрегат с турбокомпрессором «Гаррет» и впрыском топлива «Хилборн» развивал 650 л. с. при 9000 об/мин. Правда, весил он многовато — 215,6 кг (более трети от массы незаправленного автомобиля). Однако был в высшей степени надежен и, что немаловажно, продавался всего за 10,5 тысячи фунтов стерлингов. Так что солидные призовые за многочисленные победы в Кан-Ам позволили Мак-Ларену без хлопот оснастить этими моторами свое новое детище.
«М15» получился легким (613 кг) и достаточно быстрым. На прикидках в Индианаполисе осенью 1969 года Хьюм достигал средней скорости 270 км/ч, и американские гонщики с опаской посматривали на конкурента.
Однако первые квалификационные заезды в мае следующего года едва не закончились трагедией. Из-за неплотно закрытой крышки топливного бака капли метанола капали на раскаленный турбокомпрессор, и на скорости 260 км/ч автомобиль превратился в пылающий факел. Хьюму чудом удалось спастись — затормозив до 110 км/ч, он выпрыгнул из горящей машины и отделался «всего лишь» сильнейшими ожогами рук.
Сама же Инди-500 закончилась разочарованием.
Брюс Мак-Ларен вместо Хьюма и не решившегося стартовать в «старой кирпишнице» Криса Амона ангажировал американцев Питера Ревсона и Карла Вильямса. Но первый из них сошел, а второй занял лишь девятое место. Правда, в сентябре, на 500-мильной гонке в Калифорнии Гордон Джонкок пришел к финишу четвертым, а Ревсон хоть и был пятым, но некоторое время даже лидировал. Однако в это время мысли конструкторов «Мак-Ларена» были заняты уже следующим сезоном и совершенно новой машиной — «М16», которой суждено было выиграть две гонки в Индианаполисе и два чемпионских титула USAC. Но к «оранжевым слонам» она уже не имела никакого отношения.
Источник: Журнал «АМС», №7, 1993