GT Lights
Спорт-прототипы «младшего» класса участвуют в чемпионате «Кэмел GT» вместе со своими более мощными собратьями. Однако личные и командные очки и призовые деньги их водители получают отдельно. Рабочий объем двигателей в этом классе ограничен 3400 см3, наддув запрещен. Минимальный вес машины определяется по «скользящей шкале» и составляет от 681 у «Кудзу-DG1» и «Арго» с двухкамерным роторным мотором «Мазда» до 839,9 кг у «спайсов» с 3,4-литровой V-образной шестеркой «Бюик» и 3-литровым 8-цилиндровым 32-клапанным «Феррари», а также «Тига» с таким же итальянским двигателем. Технику для этого чемпионата поставляют в основном британские фирмы «Спайс», «Тига» и «Арго», а также американская «Кудзу» и итальянская «Альба».
Признанный лидер — завод Гордона Спайса, чьи машины побеждали четыре последних сезона подряд. Вот и в прошлом году машины «Спайс», оснащенные 6-цилиндровыми, V-образными моторами «Акура-NSX» (между прочим, это на самом деле «Хонда»!) рабочим объемом 2976 см3 и мощностью 400 л. с. одержали в 13 этапах восемь побед. Выступавший на этой машине американец Паркер Джонстон стал двукратным чемпионом «Кэмел GT Лайте». Главными его соперниками были земляк и товарищ по команде Д. Марвин и пилоты «Кудзу» испанец Ф. Велес и американцы Э. Эванс, Ч. Морган и Т. Риггинс. Всего же в чемпионате приняли участие 44 пилота 16 команд.
Exxon Supreme GTO
В отличие от предыдущего класса в «Грэнд Туринг Андер» (рабочий объем двигателя — до 3000 см3) главные герои — японские машины. Лишь «силуэты» «Додж-Дайтона» в прошлом сезоне пытались постоять за честь американской автопромышленности. На счету их пилотов Джона Фергуса, чемпиона-91, и Дона Уокера четыре победы в одиннадцати гонках. Однажды отличалась роторная «Мазда-RX7». Все же остальные награды увезли водители «ниссанов-240ZX». Чемпионом стал Дэвид Лоринг, второе и третье места, отстав на пять и 21 очко соответственно, заняли Батч и Боб Лейтцингеры. Подготовленные в семейной мастерской Лейтцингеров «ниссаны» выиграли, естественно, и командный чемпионат. Мотор этой машины — V-образная шестерка рабочим объемом 2960 см3, снабженная электронным впрыском топлива, развивает свыше 340 л. с. Рама — пространственная из хромомолибденовых труб, кузовные панели — углепластиковые.
Масса машины 969,3 кг. Естественно, что состязания, в которых участвуют не только местные, но и японские, и европейские фирмы, привлекают больший интерес зрителей и спонсоров. Призовой фонд в GTU в два с половиной раза выше, чем в «американском» GTO, но, если в целом популярность IMSА растет, о «силуэтах» этого в общем не скажешь. Два года назад в программу «Экссон Сьюприм» входили 15 этапов, а в прошлом сезоне — 11. Правда, в нынешнем году их будет 13.
Exxon Supreme GTS
Класс GTS (Грэнд Туринг Сьюприм) — непосредственный конкурент необычайно популярных в Америке гонок NASCAR и соревнований Транс-Ам. Собственно говоря, это забытые в Европе «силуэты» — машины, разработанные на базе серийных легковых автомобилей, но лишь отдаленно их напоминающие. На самом деле GTS — настоящие гоночные автомобили, располагающие 600—700-сильными моторами, пространственными рамами из стальных труб, алюминиевыми и углепластиковыми кузовными панелями сотовой конструкции. Ранее в этом классе вне конкуренции была роторная «Мазда-КХ7». Но после того, как японская фирма перешла в класс GTP, главными соискателями наград (а призовые здесь составляют свыше 80 тысяч долларов на каждом этапе) стали «Ниссан-300 ZX» и «Олдсмобил-Катласс». Одержав четыре победы, чемпионом стал пилот «Ниссана» американец Стив Миллен, всего на четыре очка опередивший соотечественника Пола Джентилоцци («Олдсмобил»), на 21 очко — канадца Джереми Дейла («Ниссан») и на 39 — Дарина Брассфилда из США («Олдсмобил»).
В каждом из 11 этапов чемпионата (а кроме гонок в Дайтоне и Себринге это одно-двухчасовые состязания на тех же трассах, на которых соревнуются спорт-прототипы) участвуют три десятка спортсменов. Практически все они местные. Исключений всего четыре — Дейл и по одному гонщику из Перу, Франции и Доминиканской Республики.
Exxon Supreme GTU
Свое происхождение этот класс машин ведет с 1977 года. Он назывался «Олл Америкен Челлендж», и в нем принимают участие только американские «мускулистые кары». В рамках чемпионата «Экссон» они соревнуются вместе с машинами GTS и GTU, но, как в «Кэмел GT», зачетные очки и призовые присуждаются отдельно в каждом классе. Автомобили «Грэнд Туринг Овер» (с моторами рабочим объемом свыше трех литров) уступают GTS в максимальной скорости, так как технические требования здесь жестче ограничивают изменения. Однако у любителей «старых добрых американских гонок» этот класс вызывает неизменный интерес. Еще бы, ведь главные герои здесь «Шевроле-Камаро», «Форд-Мустанг» и «Олдсмобил-Катласс», едва ли не самые популярные автомобили последних трех десятилетий на американском рынке. Естественно, что и пилоты этих машин сплошь местные гонщики, чьи имена ничего не говорят европейским любителям автоспорта. Вот и об Эрве Хоуре из Иллинойса вряд ли кто слышал за пределами Штатов. Между тем чемпион 1986—1987 годов — второй по числу побед и набранных очков за всю историю этих соревнований. После четырехлетнего перерыва он вернулся и завоевал третье чемпионское звание с великолепной серией из пяти побед и двух вторых мест. Интересно, что его «Олдсмобил» практически каждый раз финишировал раньше победителей GTU, традиционно считающегося более «быстрым» и престижным.
Firestone Firehawk Endurance
Эти состязания, включающие 10 этапов, наиболее массовые в IMSA. Они проводятся с 1985 года в трех классах серийных легковых автомобилей — «Грэнд спорте», «Спорте» и «Туринг» под эгидой американской шинной фирмы «Файрстоун» и служат как бы теплицей для молодых талантов. В разные годы здесь побеждали Дорси Шредер и Паркер Джонстон, Том Кендалл, Джереми Дейл, Пи Джей Джонс, Джон Андретти, ставшие впоследствии лидерами не только в других классах IMSA, но и в других американских чемпионатах. На старт каждой из гонок длиной в 2,5—3 часа (отсюда и слово «эндьюранс» — выносливость) выходят до пятидесяти экипажей десятков команд. В самом быстром классе принимают участие европейские и американские спортивные автомобили «Порше-944S2», «Шевроле-Камаро», «Понтиак-Файрбед», БМВ-МЗ. Вне конкуренции — «Порше», пилоты которой Ник Хэм и Рич Москалик заняли первые два места в чемпионате. В классе «Спорте» соревнуются более дешевые «Игл-Талон», «Додж-Стелс», «Тойота-MR2», «Олдсмобил-Ачива» и другие американские, японские и европейские псевдоспортивные автомобили. Чемпионом здесь стал Борис Саид набравший на «Додже» одинаковое количество очков с водителем «Олдсмобила» Полом Хакером. Основные претенденты на победу в «Туринг» — «малыши» «Хонда-Сивик-CRX», «Сатурн-SC», «Фольксваген-Гольф GTi». Чемпионом «Туринга» стал Рэнди Побст на «Хонде».
Bridgestone Supercar
Самые молодые в истории — они проводятся с 1991 года — соревнования можно смело назвать... легендарными! Те, кто не верит, могут взглянуть на список участников — здесь, действительно, только «суперкары».
Один из лучших спортивных автомобилей мира «Порше-911 Турбо», творение незабываемого Чапмена «Лотос-Эспри-Х 180R», мечта «каждого настоящего американца» «Шевроле-Корветт-LT1», лучший за всю историю гонок IMSA GT автомобиль «Мазда-RX7» — на его счету 105 побед! — и экзотический, не всякому известный даже у себя на родине, в Штатах «Консьюлер-GTP». Под стать «суперкарам» имена гонщиков. 44-летний Херли Хейвуд первый победитель этих соревнований, был также и первым чемпионом IMSA 22 года назад. По числу побед — 28 — он на третьем месте среди гонщиков GT. Отличную компанию пилоту «Порше» составляют Ханс-Йоахим Штук и даже двукратный чемпион мира по... ралли Вальтер Рерль! Такое созвездие имен и марок собрано не случайно. По мысли организаторов, 30-минутные спринты чемпионата «Бриджстоун», проводимые за час до старта «Кэмел GT», должны были привлечь внимание зрителей к основному действу. Однако «суперкары» приглянулись зрителям, и их дебют журналисты назвали «супердебютом». Два года назад состоялось шесть этапов, а в нынешнем сезоне пройдет десять гонок «Бриджстоун Суперкар Чемпионшип» и каждая из них будет транслироваться по телевидению.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1993