Похоже, что с тех самых пор самолеты стали второй привязанностью профессиональных гонщиков. Джим Кларк, Джек Брэбхэм, Иннес Айрленд, Марио Андретти и многие другие не мыслили и не мыслят жизни без самолетов. Анри Пескаролло, бывший пилот Ф1, выступающий на соревнованиях спорт-прототипов, даже оставил след в истории авиации, совершив кругосветный перелет на самолете «.......идлодстар» образца 1940 года.
Принятые в последние годы меры безопасности (по стучим по дереву, чтобы не сглазить!) надежно защищают пилота формулы 1 и от всепожирающего огня вспыхнувшего бензина, и от таранного удара монопоста в бетонный отбойник на скорости 250 км/ч. Но человеческой натуре, по-видимому, необходим смертельный риск, и гонщики бросаются в воздушный океан, чтобы отвести душу. Необъятность пространства дает ощущение свободы и, как уверяют сами пилоты, снимает стресс, накопившийся в борьбе на трассах. «За штурвалом самолета чувствуешь себя свободным Это настоящее приключение, дающее ни с чем не сравнимые ощущения», — признавался бельгиец Тьерри Бутсен, владелец самолета «Пайпер-кайен 11 турбо».
Трехкратный чемпион мира Нельсон Пике взмывает в небо на собственном реактивном самолете «Лир». Мастерское исполнение фигур высшего пилотажа принесло ему даже лавры победителя в одном из авиационных соревнований. Кроме того, Пике прекрасно водит вертолет и использует «Хьюз-500» для перелетов между аэродромом и океанской яхтой «Пилар».
«Я люблю гонки, люблю вести машину по трассе, но формула 1 — это тяжелая работа, а вовсе не удовольствие. Поэтому, как только позволяют обстоятельства, после финиша я расслабляюсь за штурвалом самолета», — откровенничает австриец Бергер.
О том, как «заболел небом» его соотечественник Ники Лауда, мы уже рассказывали на страницах АМС. Теперь он совмещает беспокойную жизнь владельца авиационной компании «Лауда Эйр» с должностью технического консультанта «Феррари».
Не собирается отставать от коллег и Найджел Мэнселл. Несколько лет назад, еще на острове Мэн (теперь-то он живет в Калифорнии), «британский лев» стал счастливым обладателем вертолета среднего класса. Частые отлучки и кочевая жизнь гонщика, мотающегося по всему свету вместе с «шапито» формулы 1, привели к тому, что аппарат большей частью простаивал в ангаре. «Не пропадать же добру», — решил Найджел и презентовал своего любимца местной полиции, чем сильно укрепил ее материальную часть. В результате к славе аса гоночных трасс добавилось звание почетного полицейского (вот, кстати, откуда пошла легенда о том, что Мэнселл — бывший полисмен.)
Нынешний чемпион мира Айртон Сенна — случай особый. После того, как бразилец завоевал в 1988 году свой первый титул, на родине его встречали как героя. Пилоты 5-й эскадрильи истребительной авиации, участвовавшей в боях против фашистов в годы второй мировой войны, пригласили молодого гонщика к себе в гости и устроили ему показательный «вывоз» на реактивном самолете-спарке. «Глядя сверху, я понял, насколько огромна и прекрасна наша Бразилия», — заявил чемпион, задыхаясь от восторга. Заслуги во славу отечества были оценены по достоинству: летчики предоставили Айртону право носить на гоночном шлеме боевую эмблему эскадрильи с бегущим страусом и надписью «Давай, жми!». Министр военно-воздушных сил Бразилии наградил пилота медалью «За отвагу на земле и в воздухе», и... «небесная болезнь» сразила еще одного пилота. К увлечению радиоуправляемыми моделями самолетов добавилось еще и страстное желание летать. Сенна быстро научился управлять вертолетом и теперь постоянно поднимает собственный аппарат в воздух, отдыхая в своем поместье на побережье залива Анградос-Рейс. Однажды бразилец даже принимал участие в спасательной операции, помогая с воздуха кораблям береговой охраны найти в открытом море яхтсменов, терпящих бедствие. А вскоре Сенна купил небольшой пассажирский самолет «Гольфстрим».
Однако не у всех пилотов формулы 1 взаимоотношения с крылатыми машинами складываются так удачно. Бывший гонщик команды «Бенеттон» Алессандро Наннини приобрел реактивный самолет «Чессна-сайтейшн», благо фамильное состояние и заработки пилота мирового уровня позволяли это сделать. Трудно сказать, то ли возобладало желание не отстать от остальных пилотов «первой гильдии» Ф1, то ли взыграло стремление к роскоши, но любимец итальянских авто-«тифози» не успокоился на достигнутом и заимел винтокрылую машину, правда уже не первой свежести. Это-то обстоятельство, видимо, и сыграло свою роковую роль. Через две недели после приобретения во время одной из «покатушек» вертолет рухнул на землю с высоты 20 метров, и Наннини доставили в тяжелейшем состоянии в реанимационное отделение. Врачи долго боролись за жизнь пилота и спасли бедолагу, но рука осталась изуродованной... Когда речь зашла об ампутации, Сандро, как ласково называют его друзья и горячие поклонники, решил не сдаваться. В результате долгих и мучительных операций руку удалось спасти, и Наннини начал потихоньку приходить в прежнее боевое состояние, поговаривая даже о возвращении в формулу 1. А пока... Хотя врачи и массажисты обещают восстановить работоспособность руки на 60 процентов, Сандро хватает и 15-ти, чтобы выступать в самом «крутом» дивизионе чемпионата Италии по автогонкам в классе «туризм» на «Альфа-Ромео-155 турбо».
Наннини так же, как француз Патрик Депайе, рухнувший со своим планером с высоты в несколько десятков метров, все-таки остался жив. А вот многим их коллегам «повезло» значительно меньше. Двукратный чемпион мира англичанин Грэм Хилл, вместе со своим соотечественником и питомцем Тони Брайзом, один из талантливейших южноамериканских гонщиков бразилец Жозе Карлос Пасе и почти неизвестный широкий публике британец Рональд Форкарт навсегда взмыли в синеву необъятного неба, собственной жизнью расплатившись за опасное пристрастие к штурвалу самолета.
Этот печальный список можно еще продолжать, тем более что и водная стихия была немилосердна к сменившим свое амплуа автогонщикам: достаточно вспомнить Доналда Кэмпбелла, пытавшегося к абсолютному рекорду скорости на земле прибавить еще один, «водный», и Дидье Пирони, вице-чемпиона мира 1982 года, погибшего два года спустя в сверхмощном морском катере.
Но гонщик всегда остается гонщиком. Будь то за рулем мотоцикла, штурвалом скоростного катера или управляя «джет-ски» — гибридом водных лыж с мотоциклом, он идет на пределе своих возможностей.
Пилот, лишенный скорости, перестает быть пилотом. Автогонки и авиация родились вместе и останутся вместе навсегда.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1992