Проект был расчитан на четыре автомобиля. Мы остановили выбор на «ладах-самарах» — двух ВАЗ-2108 и двух ВАЗ-2109. Протяженность маршрута составила 7560 километров по Советскому Союзу, Польше, ГДР, Западному Берлину, ФРГ, Дании, Швеции и Финляндии. Мы попробовали подключить к организации пробега ВАЗ, полагая при этом, что заводу пригодится такая реклама, но там не высказали заинтересованности в нашем предложении. Мы полагали и полагаем, что завод все-таки нуждается в расширении рекламы своих автомобилей, особенно в капиталистических странах, ведь нашей стране не помешает лишняя валюта, тем более что во время пробега мы лишний раз убедились, что популярность наших машин на Западе, пожалуй, кроме Финляндии, весьма и весьма низка.
До старта две машины были с пробегом более 50000 км и две — около 10000 км. В рижском автоцентре ВАЗа при содействии его директора машины прошли тщательную проверку и регулировки. На их хорошей подготовке сказалось и то, что каждый водитель имел большой опыт автомобильных путешествий. С удовлетворением можем констатировать, что в дороге ни разу не пришлось столкнуться с какой-либо технической неисправностью, хотя скорость держали все время от 90 до 110 км/ч. Средний расход бензина 6,4 л/100 км считаем нормальным.
С такими показателями мы, в общем-то, смело смогли появиться в центре «Фольксвагена» в Вольфсбурге, где нас гостеприимно встретил директор по вопросам стратегии латыш по национальности Бруно Рубесс. В дружеской беседе он высказывал пожелание наладить экспорт автомобилей своей фирмы в СССР, говорил о имеющихся у него на этот счет проектах.
В Вольфсбурге мы с интересом прочли в известном западногерманском журнале «Аутобильд» репортаж о недавно открытом рижском мотоцентре «Межциемс», куда входит музей автомобилей с реставрационной базой. О нашем пробеге писала местная газета «Вольфсбур-гер Нахрихтер», подчеркнув при этом новые возможности международного сотрудничества, открытые советской перестройкой. Мы уж не говорим о самом пробеге — о нем сообщали и западногерманское радио, и финская пресса.
Были на пути многочисленные беседы, особенно интересные для нас в городах-побратимах Риги: Шецине (Польша), Ростоке (ГДР) и Бремене (ФРГ). Кстати, до сих пор между Ригой и Бременом не было прямого сообщения. На данном в нашу честь ужине бременский сенатор Конрад Куниг, ведающий вопросами транспорта, не без юмора отметил, что, пока он еще ведет переговоры с министерством гражданской авиации СССР о прямом авиарейсе, группа «Балтийского кольца» выполнила подобную миссию в своей области. Как в воду глядел. После нашего возвращения Ригу уже посетили первые группы автотуристов из Бремена, а также из польского Щецина и датского Орхуса.
Нас теперь много спрашивают о наиболее ярких впечатлениях. Конечно, это (почти всюду) — великолепные автострады. Это — высокий уровень автоматизации, современная технология и отличное качество машин, увиденные на шведском автозаводе «Волво» в Гетеборге.
И все-таки самое главное и незабываемое — это культура вождения автомобиля и взаимоотношения водителей. Когда мы двигались в веренице, везде нас пропускали при обгоне. В городах на перекрестках все останавливались и тоже пропускали нас для левого поворота. Запомнилось еще, все водители приветствуют коллег при успешном маневре. Это просто несравнимо с тем, что происходит у нас, ведь порой кажется: хулиганы на дорогах «приветствуют» Друг друга чуть ли не кулаками. И не потому ли столь часты аварии, несчастные случаи. Так обстоит дело в водителями. С пешеходами — и того хуже. Несомненно для нас, что надо принимать в стране кардинальные меры, звать к более активному вмешательству ТВ и прессу. Полумерами ничего не сделаем. Надо научить наконец пешехода переходить улицу там, где положено и при зеленом сигнале, а при красном — стоять на месте, водителей быть друзьями, а не врагами на дороге.
Все участники «Балтийского кольца» до этого путешествия объехали на мотоцикле и на автомобиле весь Советский Союз — от Мурманска до Кушки, от Калининграда до Владивостока и Магадана и могут хорошо судить о состоянии движения транспорта в СССР и о порядках на наших дорогах и бездорожье. Как же многому еще следует учиться!
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990