Организаторы долго сомневались, прежде чем решиться на этот шаг: а вдруг с ними что-то случится, и тогда их автомобиль может перекрыть дорогу...
Сослаться на пример знаменитой француженки Мишель Мутон, которая вместе с итальянкой Кристиан Понс стала в 1982 году вицечемпионкой мира по ралли, Илона и Людмила не отважились: их собственным высшим достижением было лишь третье место в чемпионате Каунаса. Поэтому главным аргументом литовских девушек было то, что как бы они ни «улетали» на поворотах, потом почти всегда вставали на колеса, а не на крышу. Однажды механик, который готовил их автомобиль, даже зафиксировал это кошачье свойство женского экипажа, нарисовав на машине Илоны и Людмилы маленькую черную кошку.
В конце концов они получили разрешение стартовать в ралли «нулевым экипажем», то есть впереди основных участников. И, что самое приятное,— финишировали, хотя дважды улетали-таки на поворотах.
... Илона родилась и выросла в Каунасе, одном из самых «автомобильных» городов республики, и, как она сама считает, не могла не прийти в автоспорт.
— Когда шла в школу или возвращалась после занятий, — вспоминает она,— всегда останавливалась у дома, где жили знаменитые автогонщики братья Каститис и Арвидас Гирдаускасы. Они вечно возились около каких-то необыкновенных машин. И ноги сами несли меня туда. «Послушай, что ты здесь вертишься? — спрашивали иногда они. — Ступай домой, лучше помоги маме печь блины. А машины — это не для девочек».
— Если бы они так не говорили, — замечает Илона, — я, быть может, и занялась чем-нибудь другим. Но раз это «не для девочек», значит, я обязательно должна научиться водить машину.
И хотя ее родители — отец, преподаватель физического воспитания в институте, и мать, фармацевт, — были против автоспорта, Илона уже в 15 лет уверенно чувствовала себя за рулем. Правда, не автомобиля, а мотоцикла.
— Своего у меня не было, — вспоминает она, — но мне везло: почему-то все мальчики, с которыми дружила, оказывались мотоциклистами.
В 18 пет Илона поступила на механический факультет Каунасского политехнического института и тогда же окончила курсы водителей. А в начале восьмидесятых заняла денег и купила «Жигули». На этой машине, которую сама переоборудовала в спортивную, Илона Алишаускене выступила в первом для себя любительском ралли.
Свою машину она не доверяет никому. Даже мужу — тренеру детской спортивной школы по ручному мячу.
— Когда Йозас садитсяза руль,— говорит Илона,— я страшно нервничаю. Он все делает не так и не то. По-моему, даже у нашей дочери Кристины больше способностей к вождению, чем у него.
Услышав эти слова прирожденного лидера, я понял, что в автоспорте Илона Али-шаускене обязательно должна была стать водителем. Однако и Людмиле Груоде-не были не чужды честолюбивые намерения. И она лелеяла мечту сесть в кресло пилота. Так что после ралли «Союз-85» их экипаж распался.
С Илоной начала выступать Рута Крикштапонене, оператор копировальных машин на каунасском авторемонтном заводе. Их дуэт стал первым советским женским экипажем, который пробился на трассу зарубежных ралли. В 1986 году они выступили в соревнованиях «Корморан» в Польше, а самое трудное испытание выпало на их долю в 1 988 году на ралли «Тысяча озер» в Финляндии — этапе чемпионата мира.
— Сегодня, — говюрит Илона, — мы с Рутой часто слышим комплименты. И все же отношение к женщине-автогонщице мало изменилось с тех пор, когда братья Гирдаускасы посылали меня домой печь блины.
Именитых спортсменов во время соревнований обслуживают бригады чудо-механиков. Илона и Рута не избалованы таким сервисом-Поэтому в каждой гонке у них столько приключений, что иным раллистам хватило бы на всю жизнь.
В ралли «Тысяча озер» на одном из спецучастков у их автомобиля в клочья разлетелась шина. Спортсменки попытались поменять колесо, но не смогли: домкрат уходил в песок, а гайки были закручены так туго, что Илона и Рута не в состоянии были их отвернуть. Но не сходить же с трассы из-за такого пустяка. И они поехали на «трех с половиной» колесах. Когда финишировали, оказалось, что от диска почти ничего не осталось.
— Подходят к нам французы,— улыбается Илона,— сыпят вопрос за вопросом. Что у вас с колесом? Почему не поставили новое? Сколько вы так проехали? И когда узнали, что мы мчались так восемь километров, изумились, будто побывали в цирке. А потом кинулись помогать нам менять колесо.
Но на этом приключения каунасских автомобилисток не кончились.
— Когда до финиша соревнований осталось четыре допа, наша машина вдруг резко осела, — продолжает рассказ Илона. — Я говорю Руте: «Наверное, колесо спустило». Выпрыгиваю — колесо в порядке. Поднимаю капот и вижу — подушка, на которой лежит двигатель, сломалась и он, естественно, провалился. Бросаемся к механикам, которые обслуживают нашего лидера Эугениуса Тумалявичюса, умоляем их: «Сделайте что-нибудь». Они отвечают: «Это серьезный ремонт. Нужно менять подушку, а где мы ее здесь достанем?» — «Ну так привяжите как-нибудь двигатель!» Один из механиков посмотрел на меня словно на сумасшедшую. Однако затем нам все-таки подняли двигатель, обвязали его тросом и кое-как закрепили. Капот не закрывался, его тоже привязали, на живую нитку.
В той гонке стартовало 200 экипажей, в том числе пять женских. Финишировали лишь 84. В абсолютном зачете Алишаускене и Крикштапонене заняли 76-е место, а среди женщин — третье.
— Сильно ли спорт мешает твоей семейной жизни? — спрашиваю я у Илоны.
— Мне кажется, я не даю повода упрекнуть меня в том, что мало уделяю внимания дому. Если приезжаю с тренировки поздно ночью, все равно встаю в семь утра и готовлю завтрак на всех.
Я вспоминаю встречи с Илоной и Рутой и думаю, что, наверное, никогда не смогу до конца понять их. Но одно мне все же ясно: автогонки и домашний очаг для них нечто взаимосвязанное, напоминающее катамаран: их «катамаран» плывет по волнам времени, соединяя, вроде бы, несоединимое: скорость и покой, смелость и страх, драму и комедию.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990