Поэтому, когда на Кубке Бикерниеки в Риге летом прошлого года появилась снежно-белая «формула» с большими ярко-красными надписями «Мотюль», она не могла не привлечь внимания. Что это, очередной доморощенный изыск, желание гонщика придать своей машине «фирменный» вид? Но за рулем «Эстонии-21» — москвич Александр Потехин, а он — человек серьезный, не склонный к внешним эффектам. В чем же секрет «Эстонии-Мотюль»? Сам Потехин быстро развеял все сомнения — оказывается, французская фирма по производству моторных масел является его официальным спонсором, и реклама размещена на самых что ни на есть законных основаниях.
Интерес французской фирмы к спорту не случаен — вложенные деньги рано или поздно приносят солидные дивиденды. Вот только один пример. Чемпионы мира по мотогонкам в классах 125, 250 и 500 см3 — это масла «Мотюль». А в результате — 40 % европейских мотоциклистов используют продукцию фирмы. Сейчас совместно с японскими мотогигантами «Хонда», «Ямаха», «Кавасаки» французы ведут проектирование перспективных масел для моторов 2000 года.
Значительная часть бюджета «Мотюля» расходуется на развитие технических видов спорта — автомобильного, мотоциклетного, водно-моторного. Полигон фирмы — известный французский автодром «Ногаро».
Гонки — великолепная возможность испытать свою продукцию, считают специалисты «Мотюля». Усиленная эмоциями и азартом борьбы, реклама точно бьет в цель. Победитель получает призы, а фирма — высокую репутацию и новых покупателей.
Неудивительно, что ярко-красные буквы «Мотюль» можно увидеть в африканской пустыне во время рейдов «Париж — Дакар», на этапах европейского чемпионата по ралли, кольцевым автогонкам, многим другим видам автомотоспорта.
Но что же привело французскую фирму, экспортирующую свои моторные и трансмиссионные масла, консистентные смазки, тормозные и охлаждающие жидкости в 45 стран мира, на Кубок Бикерниеки?
Представитель «Мотюля» — его офис находится на Октябрьской площади в Москве — рассказал, что руководство фирмы весьма заинтересовано в советском рынке. А так как «спортивный вариант» освоения новых рынков хорошо себя зарекомендовал, было решено для начала проверить свою продукцию в форсированных двигателях советской разработки. Необходимо было выяснить, как изменится их конкурентоспособность, поинтересоваться субъективным мнением людей, применяющих масла «Мотюль». Так в начале 1990 года фирма стала спонсором трех советских автогонщиков — Юрия Кацая, Владимира Егорова и Александра Потехина. Наши «кольцевики» не обманули надежд своего спонсора. Кацай стал чемпионом страны, Егоров — серебряным призером. Оба они очень неплохо проявили себя в Италии, о чем наш журнал уже писал. А Потехин достойно представлял «Мотюль» в гонках в Германии: победа и рекорд прохождения круга на трассе «Шляйц», второе место на «Нюрбургринге».
Столь успешное начало укрепило уверенность французов в правильности выбранного пути. И в этом году «Мотюль» намерен расширять контакты с представителями советской кольцевой сборной. А главное направление деятельности фирмы — продажа в нашей стране своей продукции. В магазинах объединения «Совинтеравтосервис» уже сейчас можно приобрести масло «Мотюль — Русская зима», специально созданное для наших условий. Как утверждают специалисты компании, при температуре минус сорок оно только начинает густеть, а вязкость его при этом соизмерима с вязкостью отечественного всесезонного при минус пяти.
К сожалению, чудо французской нефтехимии можно купить пока только на валюту. Обычному нашему автомобилисту оно недоступно. «Действующие в СССР законы делают продажу на рубли крайне невыгодным и хлопотным делом,— говорят представители фирмы. Мы даже не имеем права открыть свой счет в банке. Валютный — пожалуйста, рублевый — нет! Но как только изменится законодательная основа, вопрос о продаже на рубли можно будет легко решить».
«Мотюль» не теряет оптимизма. Советский рынок открывает широкие перспективы — он «необъятен и девственно свеж», считают французы и «куют железо». Совместно с американской компанией «Тексако» и французской «Спешим» начато крупное строительство в Азербайджане. Один из нефтеперерабатывающих заводов Баку начнет производить масла «Мотюль», в том числе специальные, предназначенные для спортивной эксплуатации.
Итак, почин сделан. Кого из гигантов западного бизнеса увидим на наших гоночных трассах в ближайшее время? «Кастрол», «Мишлен», «Бош»? А может быть на кузовах гоночных «эстоний» и «лад» появятся надписи на русском языке?
В. КРЮЧКОВ
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991