Если лет двадцать назад автомобильной теме в филателии было посвящено не больше двух сотен марок, то сегодня в каталогах можно насчитать до 10 тысяч почтовых знаков. Примерно десятая часть их отражает автомотоспорт, представляя одну из самых увлекательных областей автомобильной филателии. Марки составляют основу такой коллекции, а дополняют и украшают ее конверты, открытки, штемпели, ежегодно выпускаемые в огромных количествах во многих странах. Собрав даже небольшую их долю, можно не только составить себе представление о мировом автомотоспорте, но и весьма глубоко изучить его историю, различные виды соревнований, познакомиться со скоростными машинами и гонщиками. Любая марка-картинка может сообщить филателисту что-то ранее неизвестное, расширить его кругозор, заставить еще сильнее полюбить автомобиль, мотоцикл, автомотоспорт. И, как знать, может быть вчерашний собиратель красивых картинок со временем пополнит ряды автоконструкторов и спортсменов.
Сегодня марки с изображениями автомобилей или мотоциклов очень популярны, их легко купить практически в любом киоске. Но не следует обольщаться видимым изобилием и легкостью формирования такой коллекции. Ибо большинство из них не несет присущих маркам почтовых функций, оставаясь только красочными коммерческими выпусками. Именно в этих марках встречается больше всего ошибок и опечаток. Международными требованиями они запрещены к пропаганде и экспонированию на филателистических выставках, хотя именно такие наклейки чаще всего ложатся в основу собраний начинающих коллекционеров.
Есть в «автофилателии» свои первенцы, редчайшие издания, очень дорогие марки, уникальные оттиски специальных штемпелей. Основным же сюжетом является изображение старинных и современных машин, эпизодов различных соревнований, схемы гоночных трасс и карт межконтинентальных пробегов. Реже можно встретить портреты спортсменов и конструкторов скоростных машин. Эта тема особенно богата различными гашениями. Ведь за рубежом при каждой более или менее крупной гоночной трассе имеется собственное почтовое отделение. Десятки тысяч зрителей могут приобрести филателистические новинки и погасить их специальными штемпелями, которые используются исключительно в дни гонок и потому сразу же становятся редкостью. А за несколько недель до начала соревнований на одном из местных почтовых отделений вся корреспонденция гасится специальными рекламными штемпелями. Ну, а если прикинуть, что только крупных международных соревновании в мире ежегодно проводится несколько десятков, то станет ясно, какое необъятное поле деятельности появляется у филателистов, увлеченных этой темой. Апофеозом же филателистического действа становится гашение новой марки на специальном конверте, часто с рисунком марки, специальным штемпелем, на котором схематично прорисован тот же сюжет. Обычно это происходит в день выхода марки, а выпускаемые Я этой цели конверты получили название конвертов первого дня. Присутствовать на таком гашении или получить от своего коллеги желанный комплект по почте — истинное наслаждение для настоящего филателиста.
В бывшем Советском Союзе автомотоспорт никогда не удостаивался особого внимания. Отражением этого стала и тема отечественного автомотоспорта в филателии — очень бедная, с несколькими весьма простыми марками с тусклыми рисунками, сделанными довольно далекими от автомотоспорта людьми. В основном это обычные конверты с цветными картинками, выпускавшиеся чаще всего безо всякого повода. Столь же мало было выпущено специальных гашений, а марок еще меньше. Едва ли не единственным исключением стала четырехмарочная серия «Советские рекордно-гоночные автомобили».
Родоначальником же темы можно считать немецкую марку с изображением гоночных машин, выпущенную в 1939 году в честь открытия Берлинского автосалона. 17 февраля она гасилась первым в истории этой тематики штемпелем первого дня. В дальнейшем было выпущено огромное количество таких марок, из которых особую ценность представляют специальные серии, завершаемые обычно самой дорогой и редкой маркой или красочным почтовым блоком. Среди них надо обязательно отметить выпуск из 14 марок Монако 1967 года, посвященный истории Гран-при этого государства-карлика, Немало марок выпущено в странах, никогда не имевших не только автомобильной промышленности, но и где не проходят автомобильные соревнования. Например, к 75-летию гонок на Большой приз пять франкоязычных стран Африки выпустили по серии марок с блоком. Популярны такие выпуски в Монголии, Сан-Марино, Франции, Парагвае и других странах. В Бразилии выпущены блоки в честь знаменитых автогонщиков-бразильцев, а в Западном Берлине появился блок, посвященный соревнованиям на треке AVUS. В последние годы небольшие страны, по территории которых проходили трансконтинентальные ралли, — Сенегал, Лесото, Кения, Уганда, Мавритания и другие — отмечали это событие выпуском марок, где чаще всего можно увидеть карту пути и фрагменты гонок. Автомобилям — участникам рейда «Париж — Дакар» посвятила свои марки Чехословакия.
Многие марки издаются к юбилеям знаменитых гонок или пробегов, например, к 80-летию марафона Пекин — Париж вышла серия марок республики Сан-Марино. Особого внимания достойна самая продолжительная в «автофилателии» по времени издания 12-марочная серия, посвященная ралли «Монте-Карло» и выпускавшаяся по одной марке с картой соревнований с 1955 по 1966 год. Конструкторов и гонщиков спортивных и гоночных машин можно увидеть на марках Монако, Франции, республики Чад, Нигера, Йемена, Коморских островов. Марка с изображением карта, пока единственная в своем роде, выпущена в Венгрии, а посвященная автомодельному спорту — в Польше.
Не менее богата тема мотоспорта. В нашей стране мотоцикл впервые появился на марке в 1938 году в серии «Спорт в СССР». На ней изображены гимнасты на мотоцикле во время физкультурного парада. Марки этой тематики были особенно популярны в бывших соцстранах — Польше, Венгрии, ГДР, Монголии. Там были выпущены большие серии, посвященные мотогонкам и кроссу. Рекордсменом же по изданию таких марок стал остров Мэн в Ирландском море. Двадцать лет там регулярно выходят серии высококачественных миниатюр; рассказывающих об истории гонок «Турист Трофи».
Так что теперь всю историю мотоциклетных соревнований на острове можно изучить с помощью уже изданных марок. Отдельные виды скоростных мотоциклов показаны также на марках Сан-Марино, США, Вьетнама, Югославии, Дании некоторых африканских стран.
Как видите, тема автомотоспорта в филателии поистине безгранична. Поэтому в дальнейшем мы планируем регулярно знакомить наших читателей с некоторыми посвященными автомобильному и мотоциклетному спорту марками.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992