Формула «Атлантики для молодых американских гонщиков служит первой серьезной ступенькой для старта в большом спорте и по идее своей должна требовать минимальных расходов. Посмотрим же, каков этот «спортминимум».
Как правило, каждая команда здесь обходится одним автомобилем. Запасной редко кому по карману. Шасси гоночного автомобиля стоит 37 500 долларов, еще 4700 долларов приходится затратить на его подготовку к соревнованиям. На сезон каждой машине нужны два двигателя по 12500 долларов каждый. Три переборки мотора обходятся в девять тысяч. Ремонт после неизбежных аварий и обслуживание коробки передач отнимут еще семь. Двадцать комплектов шин, необходимые для тренировок, гонок и испытаний, стоят 570 долларов каждый. Для испытаний и наладок потребуется арендовать гоночную трассу. Хотя в этом случае обычно устраивается складчина с другими командами, аренда обходится в 5000 долларов.
Переезды с гонки на гонку — еще двадцать тысяч. Оклады и премиальные для команды из трех человек, не считая гонщика,— в пять раз больше, оплата отелей — 7500 долларов. Какое-то облегчение для владельца команды лишь в том, что гонщик в формуле «Атлантики, как правило, не имеет постоянного оклада. Его доходы складываются из выплат от персональных спонсоров и его доли призовых денег. Гонщику оплачивается лишь проживание в отелях — еще 4000 долларов.
Амортизация транспортных средств и оборудования мастерской — 5000 долларов. Впрочем, в конце сезона гоночный автомобиль можно продать какой-нибудь захудалой команде за 25000 долларов. Таким образом, гоночный сезон команде формулы «Атлантики обходится в 211100 долларов, а каждая из девяти гонок — в 23456 долларов.
Очень популярны в США гонки на серийных легковых автомобилях, взятых «с витрины». Как правило, это автомобили марок «Шевроле-корвет», «Понтиак-файрберд» и тому подобные псевдоспортивные машины. Такой автомобиль можно купить относительно дешево — за 25000 долларов, но для того, чтобы подготовить его к гонкам, надо вложить еще пятнадцать тысяч. За четыре специально подготовленных двигателя надо заплатить 28000. На переборки и ремонты после аварий уйдет 25000. Для гонок потребуется 40 комплектов шин стоимостью 400 долларов каждый, на тренировках будет изношено еще четыре комплекта. Транспортные расходы отнимут 20000 долларов.
Зарплата четырех человек команды обеспечения составит 90000 долларов, оплата их командировочных расходов и отелей — 7200 долларов. Чемпионат для таких автомобилей состоит из серии 24-часовых гонок, так что на каждую гонку для одного автомобиля нужны четыре гонщика, каждый из которых получает тысячу долларов за гонку,— итого 24000 долларов за серию из шести гонок. Оплата отелей для гонщиков и их питание в ходе гонки — 14400 долларов. Амортизация средств транспорта и оборудования мастерской — двадцать тысяч. В конце сезона, продав «боевую» машину, можно вернуть 30000. В общем, весь сезон обойдется в 256200 долларов, а каждая из шести гонок — в 42700 долларов.
Но все это расходы полу-любительских команд «младших» групп. В «высшей лиге» все расходы на порядок выше, и общий итог будет выражаться уже семизначной цифрой.
В каждой команде национального чемпионата США формулы CART не менее трех автомобилей, за каждый из которых фирме «Марч» или «Лола» отдают 174500 долларов. 31800 составляют выплаты за ввоз этих машин из-за границы, индивидуальная подготовка к гонке — 48000. Шесть двигателей обходятся в 546 000 долларов каждый. В течение сезона им требуется в среднем 17 переборок, по десять тысяч. Стоимость ремонта и обслуживания — 60000 долларов. Для испытаний, тренировок и гонок нужны 180 комплектов шин, причем каждая передняя шина стоит 116, а задняя — 176 долларов. Правда, для гонки в Индианаполисе каждая команда получает бесплатно 14 комплектов покрышек, так что общие расходы на шины составляют 105100 долларов.
Перевозка автомобилей на гонки и тренировки и обратно обходится в 22 ООО долларов. Шесть человек из команды обеспечения получают зарплату 220000 долларов, их суточные, оплата отелей и переездов составляет 118000 долларов. Зарплата гонщика может изменяться в чрезвычайно широких пределах, но средняя цифра — полмиллиона за сезон. Оплата переездов и отелей — 44 тысячи.
Амортизационные расходы отнимают еще полсотни тысяч. В конце сезона один автомобиль обычно удается продать команде победнее за 80000 долларов. Общая сумма расходов «конюшни» — 2140000 долларов, или 142667 долларов на каждую из 15 гонок.
Все эти цифры бледнеют, когда речь заходит о формуле 1. Здесь ведь никто не делает машины «на заказ» — каждая команда сама тратит огромные суммы на разработку, испытания — в том числе в аэродинамической трубе — и изготовление автомобиля. Мы и раньше показывали бюджеты «средних» команд, а сейчас представим расходы команды с одним лишь гонщиком — обычно их два. Даже единственному пилоту нужны пять автомобилей — «боевой», запасной, для испытаний, для замены в середине сезона и один наверняка потребуется для замены разбитого при аварии (а зачастую одним не обойтись). Все расходы на конструирование, изготовление и первоначальную подготовку пяти автомобилей составят солидную сумму — 3775000 долларов. Двигатели у производящих их фирм берутся, как правило, в аренду на сезон. На это расходуется в среднем 1887500 долларов. Стоимость материалов и обслуживание шасси в течение сезона — 775000 долларов. С поставщиком шин заключается специальный контракт, его сумма плюс испытания — 377500 долларов.
Транспортные расходы в Ф1 особенно велики — ведь автогонки проводятся на пяти континентах. Поэтому для сокращения этой статьи расходов Ассоциации конструкторов формулы 1 приходится обзаводиться собственным воздушным и морским транспортом. На переезды уходит 377500 долларов из бюджета команды. На каждого гонщика приходится 10 человек обслуживающего персонала. Их зарплата за сезон и оплата отелей отнимают еще 377500 долларов.
Оплата пилота зависит от многих факторов. Гонорары таких суперзвезд, как Сенна, Прост или Пике, выражаются семизначными цифрами. Но на среднего гонщика команда тратит — на зарплату и оплату отелей — 453000 долларов. Впрочем, еще большие суммы спортсмен может получать от своих персональных спонсоров — но это уже его личное дело.
Амортизация имущества команды в течение сезона — 50000 долларов. Обычно один автомобиль к концу сезона сохраняется в достаточно хорошем состоянии для того, чтобы его на следующий сезон можно было сдать в аренду или продать — за миллион долларов. Так что сезон обходится в 7053000 долларов, или в 440812 долларов каждая из 16 гонок. За каждый час гонки из бюджета команды улетает 269000 долларов, 4483 доллара в минуту! Годового дохода среднего американца — 25 тысяч долларов — в гонках Ф1 хватит всего на пять с половиной минут!
Конечно, находятся энтузиасты, считающие, что они смогут найти богатых спонсоров и с их помощью не только оплатить все расходы, но и получить приличную прибыль. Но мудрецы из гоночных боксов, видевшие взлет и падение не одной карьеры в мире автогонок, утверждают: «Есть только один способ сколотить себе маленькое состояние в автоспорте — начать заниматься им с большим состоянием»...
В. Тулин
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992