К прародителям современных марафонских ралли вполне можно отнести беспримерные пробеги начала века, в первую очередь Пекин— Париж 1907 года протяженностью свыше 16 тысяч километров. Победителем тогда вышел итальянский князь Боргезе на «Итале», пересекший Евразию ровно за два месяца. 80-летию этого события Республика Сан-Марино посвятила свою марку (1). К сожалению, автомобиль, изображенный на ней, лишь отдаленно напоминает «Италу»-победительницу.
По-видимому, одними из первых марок, посвященных ралли, можно считать выпущенную в 1953 году в Югославии серию из четырех миниатюр о 2-м Югославском Альпийском ралли (8), 2-м Адриатическом ралли, а также Международном автопробеге в Белграде (10) и Опатии (9).
Балканскому ралли 1965 года Болгария посвятила две марки (4, 7). На одной из них спортивная машина на фоне высотного здания курорта «Золотые пески», на другой — трасса соревнований, которые проходили по территории пяти стран Балканского полуострова. Как видите, болгарский художник не слишком себя утруждал. Как, впрочем, и его коллега из Лесото. Четырехмарочная серия государства, со всех сторон окруженного территорией ЮАР, посвящена популярному в 60-е годы ралли «Африка» и представляет маршрут и различные эпизоды этих состязаний. Однако изображенный на одной из миниатюр (5) автомобиль не имеет отношения не только к спорту, но и вообще ни серийной модели тех лет.
Ралли «Африка» давно забылось. А вот «Сафари» по-прежнему пользуется мировой известностью. Ему посвятили в 1977 году свои марки Кения, Уганда и Танзания, по территории которых оно проходило. Интересно, что все три серии отличаются только названиями выпустивших их стран.
Для карликовых государств даже самые незначительные соревнования часто становятся прекрасным сюжетом для почтовых марок. Вот, например. Республика Сан-Марино в 1987 году выпустила миниатюру, посвященную 15-летию одного из этапов чемпионата Европы, ралли «Сан-Марино». На ней изображен король группы В середины 80-х годов, «маленький титан» «Пежо-205 Т16Е2» (3). Небольшой островок Мэн, имеющий почтовую независимость от Великобритании, тоже отметил собственный этап европейского первенства. Одна из марок серии, выпущенной к 100-летию автомобиля (6), посвящена «Манкс-ралли» 1981 года. На ней—британский экипаж Понд — Гринд-род на «Воксхолл-Шеветт», победители этих состязаний.
Завершает наш сегодняшний рассказ марка Мавритании 1969 года. Серия из четырех миниатюр понадобилась, чтобы уместить на них весь маршрут трансконтинентального ралли «Лондон — Сидней» 1968 года. На приведенной здесь (2) — европейская часть длинного пути.
Источник: Журнал «АМС», №8, 1993