В нынешнем номере мы открываем новую рубрику, в которой автомотоспорт предстанет в несколько необычном обличье. Марки, модели, значки, этикетки и еще многое другое, в чем выражается наша любовь к замечательному гоночному миру.
Автоспорт родился, когда почтовые марки уже широко применялись, но каких-либо красочных картинок на них не было. Тем не менее, почти каждый серьезный шаг автомобиля на скоростных трассах находил отражение в филателии — чаще всего на выпусках марок, посвященных юбилеям важных событий.
Летом 1894 года по булыжным мостовым Парижа прогромыхала кавалькада неуклюжих безлошадных экипажей на высоких колесах. Это были первые в мире гонки по маршруту Париж — Руан. Победителю — обычному дорожному «Пежо» посвящена венгерская авиамарка 1970 года. На следующий год гонку по маршруту Париж — Бордо выиграл изобретатель и гонщик Эмиль Левассор на автомобиле собственной конструкции. Эта машина стала очень популярной в филателии. Мы ее представляем на двух миниатюрах — республики Сан-Марино 1962-го (2) и авиамарке Монако 1967 года (5).
В 1902 году гонки проходили по маршруту Париж — Вена. Представить себе, как это было, тоже можно по маркам с эпизодами тех лет. Например, на почтовой миниатюре Габона 1977 года показан победитель этих соревнований — французский «Рено», за рулем которого — сам Марсель Рено, талантливый конструктор и заядлый гонщик. На марке Нигера 1984 года его машина представлена уже после победы (1).
В 1905 году появился 120-сильный гоночный ФИАТ. Феличе Наццаро и Винченцо Лянча, основавшие впоследствии свои автомобильные фирмы, одержали на нем множество побед. Первого из них можно видеть на марке Болгарии 1986 года (3). На марке же республики Кот д'Ивуар 1981 года (7) оба изображены во время бешеной гонки на Гран-при Франции по узеньким улочкам городка Дьеп. Фрагмент этих соревнований можно увидеть и на марке Нигера того же года (9), где изображен темно-синий гоночный «Пежо», ведомый к победе французским спортсменом Жоржем Буало. Он выиграл приз два года подряд, в 1912 и 1913 годах.
Нередко на соревнованиях можно было встретить и весьма необычные машины, в которых конструкторы проверяли свои новые идеи. Вот, например, на марке Омана 1977 года (4) представлен французский автомобиль «Шнейдер» образца 1913 года. Он участвовал в гонках на Большой приз, но успеха не добился, зато известен своим элегантным обтекаемым кузовом, в котором угадываются черты аэродинамики будущего. Еще один уникальный автомобиль можно найти на марке Монако 1967 года (6). Это переднеприводная машина американца Уолтера Кристи. Ее гигантский четырехцилиндровый мотор объемом около 20 л стоит попеоечно и вращает передние колеса безо всяких сцеплений и коробок передач.
Первая «гонка моторов» в России была проведена в 1898 году под Петербургом. В соревнованиях приняли участие шесть трициклов и только один автомобиль. Что такое трицикл, знают немногие. Но взгляните на кубинскую марку 1985 года (8) и вы сразу поймете, что это нечто среднее между детским трехколесным велосипедом и мотоциклом. Именно такая легкая и хрупкая машина вышла победителем в первых российских гонках.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993