Автомодельный «самопал» интересен прежде всего тем, что восполняет пробелы в истории автомобиля, оставленные специализированными фирмами. И если на Западе таких «белых пятен» не так уж много, то в России, несмотря на довольно скудный автопарк, их гораздо больше.
Ведь кто по большому счету занимался у нас выпуском моделей-копий? Саратов, ориентировавшийся на современные автомобили, да Казань со своей гаммой КамАЗов. Действительно же редкие и красивые русские и советские автомобили оставались без внимания.
Но на аукционе «Авто АРТ’94» ценителям российской автомобильной эстетики было на что посмотреть.
За опечатанным стеклом небольшого стенда спряталось несколько десятков моделей по большей части уникальных автомобилей, о каждом из которых можно написать книгу.
Вот цвета сочной зелени «Руссо-Балт-С24/58» — один из первых русских гоночных автомобилей, который может похвастать всероссийским рекордом скорости. В заездах 14 мая 1913 года «Русский огурец» с петербуржцем Иваном Ивановым за рулем проехал одну версту с хода со средней скоростью 131 км/ч.
А спустя 12 дней Иванов и «Руссо-Балт-С24/58» заняли второе место в Большом призе Санкт-Петербурга.
А вот выпущенный в нескольких экземплярах спортивный ЗиС-112. Но почему он окрашен в столь вольные радужные цвета? «Этот ЗиС я задумывал как первую из моделей советских автомобилей, выполненных в стиле «хот-род», — сказал мне автор черно-желтого двухместного «дрим-кара», некогда развивавшего скорость 204 км/ч. — Следующим, по всей видимости, станет ГАЗ-М1».
Другой замечательный экспонат аукциона — модель самого первого трехколесного «Бенца». В один прекрасный день супруга Карла Бенца, прихватив детишек, отправилась на этом средстве передвижения к подружке, жившей за 130 верст от дома Бенцов! Эта прогулка вполне может быть названа первым автопробегом.
Модель же этого «Бенца» просто потрясает качеством изготовления и исторической достоверностью. Выполненная из металла, резины, красного и грушевого дерева в масштабе 1:43, она состоит из 475 деталей!
Исключительностью на аукционе мог похвастаться почти каждый лот. Даже такая обычная с виду «Альфа-Ромео-75 Твин Спарк». Некоторые ее раллийные и кольцевые модификации выпускаются зарубежными предприятиями, но обыкновенную легковую «75-ю» не делает больше никто.
Мастерство наших моделистов, в профессионализме и таланте которых убеждаешься, глядя на бронированный ЗиС-115 с фигурками шофера и усатого вождя народов, вальяжно развалившегося на заднем сиденье, или «Руссо-Балт-Д24/35», подготовленный Всероссийским императорским автомобильным обществом для уходившей в 1914 году на фронт санитарной колонны, не может быть названо иначе как искусством.
Произведения искусства, известно, стоят денег, и немалых. Цены самых дешевых лотов на аукционе колебались в пределах 50 долларов... Искусство требует жертв.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994