В самом деле, после побед Проста в формуле 1 и Пани в формуле 3000, успехов Делекура и Ориоля в мировом первенстве по ралли, сердце подсказывало, что именно французы в минувшем сезоне должны по праву возглавлять наш список. Арифметика же не только подтвердила это ощущение, но и наглядно показала, насколько велико было их превосходство над «остальным миром». Солидный отрыв от занявших второе место немцев просто ошеломляет. Причем постарались тут не только упомянутые «звезды» первой величины — чемпионами Европы стали Бароны (ралли), Винсендо (багги), Пэйе (ралли-кросс). Кине (гонки на грузовиках), Дозьер (горные гонки), а Кубок мира в ралли-рейдах выиграл Лартиг.
Любопытно, что из шестнадцати чемпионатов и кубков, которые мы учитывали при определении табели о рангах, французы первенствовали ровно в половине! При этом не осталось ни одного вида автоспорта, где бы они не набрали очков. Такое случилось впервые за три года, что существует наша классификация.
Еще одним субъективным наблюдением, нашедшим арифметическое подтверждение, оказался полный провал итальянцев, которые всего два года назад были вне конкуренции. Некогда грозные представители Апеннинского полуострова ныне могут похвастаться лишь единственным «серебром», добытым Ларини в Кубке вызова на «Альфа-Ромео». Если же взглянуть на наши списки всех трех лет, упадок итальянского автоспорта станет вполне очевидным. С первого места эта страна переместилась сначала на третье, а теперь и вовсе откатилась на пятое, едва не уступив Чехии и Испании. Тем же, кто сомневается в справедливости такого математического подхода в оценке сил итальянцев, мы предлагаем обратиться к списку пилотов формулы 1 нынешнего сезона, который в этом отношении весьма красноречив. В нем вы найдете только двух итальянцев. Да и то заявлены они были «конюшней «Минарди», руководство которой считает свою команду чуть ли не национальной. А ведь в недавнем 1991 году эту страну представляли в формуле 1 одиннадцать пилотов.
Увидев на второй строчке нашей табели о рангах Германию, уверен, большинство читателей сразу вспомнят о Шумахере. Что ж, Михаэль действительно внес весомый вклад в этот результат. Но главными «забойщиками» у немцев были по традиции кроссмены — Фолланд (легковые машины) и Мюкке (багги-1600), ставшие чемпионами Европы, а также мастера кольцевых гонок на грузовиках. Например, в самом мощном классе этих автомобилей они заняли места со второго по шестое.
Единственной страной, которая не покидала тройку лучших все три сезона, оказалась Великобритания. Причем у этого достижения, на наш взгляд, особая цена. Ведь англичане обычно львиную долю очков набирают в «королевской» дисциплине автоспорта — кольцевых гонках. И на этот раз славу Британии принесли в основном пилоты формулы 1 — Хилл, Брандл, Херберт, Бландел, а также бронзовый призер формулы 3000 Коултард. Результат спортсменов Альбиона мог быть более внушительным, если бы в зачет шли итоги первенства «Индикар», где победителем вышел Мэнселл. Однако пока мы не принимаем их в расчет, относя эти состязания к региональным. Впрочем, может быть, после того, как за океан отправились попытать счастья немало европейцев, в будущем есть смысл пересмотреть это отношение к чемпионату CART.
К слову, кроме «Индикар», мы не учитываем в наших подсчетах чемпионаты и кубки в состязаниях исторических автомобилей, которые все же ближе к шоу, чем к спорту, а также картинговые соревнования. Во-первых, тут разыгрывается так много титулов, что их результаты решительным образом повлияли бы на общую картину, а во-вторых, картинг — настолько специфический вид автоспорта, что заслуживает отдельных размышлений.
Однако вернемся к нашей классификации и поговорим о достижениях отечественных спортсменов. Тем более, что на этот раз они нас весьма порадовали. Девятое место впереди таких стран, как Бельгия, Португалия, Австрия, весьма почетно. Честь и хвалу за этот успех стоит воздать в основном российским кроссменам. И особенно, конечно, уфимцу Ерофееву, впервые добывшему для нашей страны «серебро» в личном чемпионате Европы на легковых машинах. Впрочем, мы еще отнюдь не избалованы высокими местами своих пилотов, поэтому с удовольствием называем всех, кто внес очки в копилку России. Это коллеги Ерофеева по чемпионату — уфимец Макаров, тольяттинец Кривобокое, Миронов из Москвы и еще два москвича — баггист Колесников и Маркин, выступающий в кольцевых гонках на грузовиках.
Весьма высокое место, занятое Россией в нашей классификации, на первый взгляд, довольно неожиданно. Вроде бы в стране — нешуточный экономический кризис, разрушена какая-никакая, но система развития автоспорта, основанная на клубах и секциях ДОСААФ, а наши гонщики выступают год от года все лучше и лучше. Сама по себе эта тема достойна обстоятельного разговора. Если же попытаться определить главную причину такого чуда, то, думается, она кроется в том, что наша экономика, а автоспорт, как технический вид, неотделим от нее, все-таки мало-помалу поворачивается к здравому смыслу. Стало быть, у предприятий и фирм появляется прямая заинтересованность в рекламе своей продукции на гоночных трассах как внутри страны, так и за рубежом. И вот уже создает собственную кроссовую команду Уфимский нефтеперерабатывающий завод, снаряжает на чемпионат грузовых машин свой автомобиль акционерное общество «АМО—ЗИЛ», отправляются покорять пустыни заводские команды ВАЗа и КамАЗа, а заграничные «Кэмел», «Кастроль» и другие выступают спонсорами российских соревнований.
Словом, дайте срок, уверены, наши гонщики еще будут ходить в чемпионах.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994