Учитывая уроки прошлого сезона, когда российская сборная была сформирована в основном из "стариков", выступающих в чемпионатах Европы не менее пятнадцати лет, в ее составе появились новички. Впрочем, это определение до конца верно только по отношению к Николаю Ванюкову. Что-то даже не припомню, когда ранее представитель Краснодарского края, где, кстати, мотобол развит больше, чем в других регионах России, включался в главную команду страны. Двое же других — Александр и Владимир Сосницкие — хоть и привлекались раньше в сборную, но входили в игру, когда она была уже сделана, либо на матчи с заведомо слабыми соперниками. Теперь же на Александра, основного голкипера "Металлурга", легла главная нагрузка в сборной. Он заменил в воротах ветерана из Коврова Валерия Ионова, которого замучили многочисленные травмы. И Владимир, удивительно юркий на поле форвард, с отличной техникой езды и обладающий хлестким мощным ударом, прочно Закрепился в стартовом составе.
Еще одно новшество нынешней сборной: она была сформирована в основном на базе одного клуба — видновского "Металлурга", который в прошлом году стал чемпионом России и в нынешнем, 30-м по счету первенстве, судя по всему, повторит свой успех.
Первый матч по жребию достался нам с французской командой, обидчицей россиян в финале турнира 1993 года. По предварительному раскладу сил это, естественно, был ключевой матч за выход в финал. Однако упорной борьбы не получилось. Наши действовали слаженно, широко, по всему полю и заслуженно победили — 4:2. Беда французских мотоболистов в том, что, как и раньше, их игра в основном строилась на индивидуальных действиях Филиппа Ленуара, форварда мощного, но, увы, не любящего жесткой опеки, какой окружили его россияне.
Матчи с соперниками из Белоруссии, Литвы и Украины, как и предполагалось, были проходными. Превосходство наших спортсменов с первых же минут не вызывало сомнений.
Да, теперь вместо одной сборной СССР, традиционно участвовавшей в Европервенстве, здесь сейчас представлены уже четыре команды из бывших союзных республик. Факт отрадный, но он наверняка опечалит мотоболистов Англии, Бельгии, Голландии, Испании, в разные годы тоже приезжавших на официальные соревнования ФИМ. Ясно, что для них нужен свой турнир по группе Б с переходом лучшего коллектива на следующий сезон в лигу сильнейших. К сожалению, такую идею господину Боомену, курирующему мотобол в международной федерации, удается осуществлять лишь время от времени.
Впрочем, вернемся к выступлению сборной России в отборочном турнире. Самой напряженной оказалась встреча с хозяевами чемпионата, хотя она уже не могла повлиять на состав финалистов: даже в случае проигрыша немецкая сборная по лучшей разнице забитых и пропущенных мячей выходила на решающий матч с нашими мотоболистами. Встреча завершилась вничью — 2:2, в чем немалая заслуга 18-летнего В.Сосницкого, который двумя великолепными ударами со штрафных поразил ворота соперников.
А вот финал изрядно потрепал нам нервы. Сначала Часовских открыл счет. Немцы усилили натиск и вскоре не только отыгрались, но и вышли вперед. Перелом во встрече наступил в третьем периоде. В. Сосницкий буквально вколотил мяч в сетку хозяев поля, а победную точку поставил "палочка-выручалочка" нашей сборной последних пятнадцати лет заслуженный мастер спорта Сергей Часовских.
Итак — наши поздравления российской сборной с очередным успехом в чемпионате Европы. Тем более, что в последнее время победы даются нам все труднее и труднее.
И это несмотря на то, что мотобол — единственная спортивная дисциплина в международном календаре ФИМ, где за рубежом выступают чистой воды любители. Наши же, если и не профессионалы в широком смысле этого слова, тем не менее зарабатывают себе на скромную жизнь только спортивным умением. Отчего же все чаще россияне стали уступать в решающих матчах соперникам, почему сегодня наше превосходство не выглядит столь убедительно, как прежде? Невероятно, но факт: за тридцать с лишним лет своего существования наш мотобол обогатился всего одной тактической новинкой. В начале 70-х годов тренер элистинского "Автомобилиста" Виктор Кондратенко позаимствовал у хоккея игру звеньями. В его клубе появились пары спортсменов, с полуслова понимавших друг друга и с одинаковым успехом действующих как в обороне, так и в атаке. Исчезло деление на защитников и нападающих, игра приобрела новые краски — быстроту, мобильность. Эту новинку другие наши клубы осваивали довольно долго, что позволило "Автомобилисту" оставаться семь лет сильнейшим в стране, а сборной СССР — неизменно побеждать в кубках Европы.
Теперь изобретенная в Калмыкии тактическая схема давно на вооружении всех мотоболистов как у нас, так и за рубежом. Причем в Германии и Франции она выглядит более грозной, поскольку исполняется на совершенных и по последней моде сделанных японских мотоциклах, тогда как наши по-прежнему вынуждены использовать допотопные "ковровцы". Вот и выходит, что весь мотобольный свет сошелся клином на одном В. Кондратенко, но его уже несколько лет нет в живых. А где же остальные российские наставники? Хотя бы трое из них, кто носит звание "Заслуженный тренер СССР"? Да, они подготовили для сборной игроков, но, увы, вклад их в обогащение тактической мудрости мотобола равен нулю. Как и десятилетия назад, они с упорством, достойным лучшего применения, предлагают своим подопечным носиться по полю толпой, стараясь прикрыть своего товарища, владеющего мячом, от атак соперников слева и справа. А ведь отправная точка успеха во всех игровых дисциплинах одна — заставить мяч перемещаться по арене быстрее спортсменов. Эта аксиома особенно важна для наших мотобольных клубов: по скоростным качествам "ковровцы" значительно уступают зарубежным мотоциклам.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1994